Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE Top Article

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010 Posted on 10.08.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

Весенняя коллекция Plato’s Atlantis («Атлантида Платона») стала последней полностью завершенной коллекцией Александра Маккуина. Коллекция, без преувеличения, стала выдающимся достижением в области дизайна, технологий и презентации. В последнем сезоне дизайнер объединил основные для себя темы и источники вдохновения с принципиально новым подходом к работе с принтами и тканями. Инновационный подход коснулся также презентации — впервые за историю моды шоу такого масштаба транслировалось в сети на запущенном в 2000 году сайте SHOWstudio британского фотографа Ника Найта. Специально для шоу, состоявшегося 6 октября 2009 года в спортивно-концертном комплексе на бульваре Берси в Париже, на подиуме были установлены подвижные камеры-роботы, транслировавшие происходившее на огромный экран позади подиума. Спустя почти пятнадцать лет Маккуин, с помощью новых технических возможностей и при поддержке Найта, осуществил давнюю мечту — шоу стало доступно для миллионов зрителей по всему миру. Британский дизайнер не просто демонстрировал образы для нового сезона, но создавал целый мир — новый, открытый и красивый.

A — ATLANTIS

Название коллекции отсылает к мифическому острову-государству, подробно описанному древнегреческим философом Платоном (492–347 до н.э.) в его знаменитых диалогах. Согласно философу, после сильнейшего землетрясения и наводнения в результате извержения вулкана остров Атлантида ушел под воду вместе со всеми населяющими его жителями. Если верить тексту диалога «Критий», Атлантида до своего исчезновения находилась на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атласа. Долгое время история загадочного острова беспокоила умы и воображение исследователей и мистиков, что породило множество мифов, догадок и гипотез. Одни видят в истории мрачное пророчество, а другие предполагают, что остров по-прежнему продолжает существовать под поверхностью океана.

B — BIOLOGY

Коллекция отражала интерес Маккуина к аккомодации — биологическому процессу приспособления организма к измененным внешним условиям. Образы коллекции были выстроены в соответствии со сменой среды обитания, произошедшей в результате климатический потрясений. Каждый отдельный образ служил неотъемлемым звеном эволюционной цепи, имел свое уникальное имя и был продуман до мельчайших деталей.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

C — CRAFT

По меркам индустрии коллекция может считаться относительно небольшой — в нее вошли всего 45 образов, рассмотреть которые можно было в лукбуке, выпущенном специально для байеров. По-настоящему выдающимся достижением коллекцию делали мастерство и точность, с которыми был выполнен каждый отдельный образ и его мельчайшие детали. Почти половина образов из коллекции была создана в единственном экземпляре и предназначалась исключительно для демонстрации на подиуме. В число единичных экземпляров также вошло большинство пар Armadillo, получивших свое название в честь млекопитающего обитающего в Центральной и Южной Америке. Обувь повторяла форму панциря этого экзотического животного и имитировали его поверхность с тонкими роговыми пластинками. Созданные вручную из кожи рептилий и инкрустированные кристаллами, экземпляры этой легендарной модели обуви по ценности могли быть сравнимы только с музейными экспонатами.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

D — DIGITAL PRINTING

Рисунки, повторяющие природные узоры и поверхности  были нанесены на ткани с помощью цифровой печати. Технология цифровой печати на тканях уже была опробована Маккуином в предыдущем весеннем сезоне, но в новой коллекции была доведена до совершенства. Вначале рисунки создавались в графическом редакторе, что позволяло наслаивать изображения и усложнять узоры до максимального предела, а затем переносились на различные ткани с учетом их свойств.

E — EVOLUTION

Интерес к теории эволюции Чарльза Дарвина (1809–1882) и загадочному исчезновению Атлантиды нашел воплощение в истории о морфогенезе, в результате которого люди превратились в амфибий. Согласно Маккуину, в недалеком будущем планету ожидало глобальное затопление в результате масштабного таяния ледников. Благодаря новым органам, покровам и внутренним системам новые гибридные формы жизни были приспособлены к природным катаклизмам и могли существовать в воде. Коллекция была выстроена как прогрессия, отражающая эволюционные изменения, связанные с постепенным перемещением с земли в воду.

F — FASHION FILM

Шоу открылось показом короткометражного фильма с участием бразильской модели Ракель Циммерманн, утопающей в песке среди извивающихся разноцветных змей. Гипнотический эффект усиливал саундтрек, записанный британским музыкантом и продюсером Джоном Гослингом специально для фильма. Во второй части модели предстояло оказаться в аквариуме с морскими угрями и перевоплотиться в гибридное создание. На теле модели высвечивались проекции с принтами коллекции, делающими кожу похожей на чешую земноводных рептилий. Созданный совместными усилиями британского фотографа Ника Найта и кинорежиссера Рут Хогбен в лондонской студии, фильм позднее был превращен в рекламную кампанию.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

G — GAUZE

Одними из самых запоминающихся образов коллекции стали воздушные топы и платья из полупрозрачного газа с перламутровым отливом. Материал создал швейцарский разработчик и производитель тканей Якоб Шлёпфер, известный своим инновационным подходом к новым материалам. Созданный по специальному заказу газ был настолько чист и экологичен, что мог легко использоваться в качестве фильтра для очистки воды.

H — HYBRIDS

Встречаемые в природе мутации и искусственно созданные человеком гибриды представляли интерес для Маккуина как примеры принципиально новых форм. В представлении дизайнера основной задачей моды было создание новых пропорций, силуэтов и представлений о красоте. Коллекция, состоящая из армии фантастических земноводных гибридов, в полной мере отражала идею о том, что мода не должна останавливаться на месте.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

I — INNOVATION

Помимо технологии цифровой печати на тканях, впервые для себя Маккуин также использовал инновационную технологию 3D печати. На 3D принтере были созданы пары обуви Alien, ставшие второй по популярности моделью в коллекции после Armadillo. Вдохновением для модели послужили работы швейцарского художника Ханса Рудольфа Гигера (1940–2014), известного своим вкладом в картину Alien («Чужой», 1979) британского кинорежиссера Ридли Скотта.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010 ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

J — JELLYFISH

Основным силуэтом коллекции стало короткое приталенное платье с широкими плечами и юбкой. Вдохновением для обтекаемого силуэта стали медузы — плиссированные юбки и рифленые рукава повторяли края тела медуз. Британского дизайнера всегда восхищала подводная фауна, за которой он наблюдал в аквариумах музея Хорнимана в Лондоне, известного своей коллекцией медуз Pelagia noctiluca. Медузы этого вида отличаются способностью излучать ровный свет, хорошо видимый в ночное время суток и на большой глубине. При сокращении тела медузы свет излучается в виде вибраций или волнообразных вспышек, создающих сверкающий эффект на водной поверхности. Подобный эффект был воспроизведен на переливающихся принтах и светоотражающих поверхностях материалов.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010 ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010 ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

K — NICK KNIGHT

Британский фотограф и основатель сайта SHOWstudio Ник Найт стал одним из инициаторов проведения прямой трансляции шоу. По словам Найта, после шоу Маккуина в 2009 году индустрия изменилась навсегда. «Я не думаю, что модные показы могут вернутся к прежнему формату, это просто невозможно. Я думаю, что многие по-прежнему не готовы распрощаться со старым форматом, но модный показ больше никогда не будет выглядеть как закрытое событие в узком кругу журналистов и байеров…», — поделился фотограф в интервью для Dazed. Инициатива Найта, в 2009 года казавшаяся рискованной и эксцентричной, вскоре была подхвачена многими модными домами, которые ввели в практику трансляции показов в сети.

L — LIVE STREAM

Принимая во внимание, что в прямой трансляции шоу, возможно, увидят сотни тысяч зрителей, Маккуин продумал сценарий и декорации шоу до мельчайших деталей. На подиуме были установлены параллельные рейлы с двумя подвижными камерами-роботами. Скользя по рейлам и следуя за моделями, камеры-роботы снимали детали образов и выводили изображение на белый экран позади подиума. Подсветка подиума менялась от светло-голубой до насыщенно синей в финале шоу, усиливая иммерсивный эффект. За несколько минут до начала трансляции на своей странице в Твиттере Леди Гага объявила о том, что во время шоу состоится премьера ее нового сингла Bad Romance. В 2009 году за аккаунтом исполнительницы следило больше шести миллионов подписчиков, что на тот момент было абсолютным рекордом. Новость мгновенно разлетелась по сети и привлекла на сайт SHOWstudio десятки тысяч зрителей из разных точек мира.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

M — MAKE-UP AND MODELS 

Созданием макияжа для шоу занимался бельгийский визажист Питер Филипс, уже работавший на шоу дизайнера. В новом сезоне основной идеей было отразить эволюционную адаптацию через изменение цвета и контура лиц моделей. Широкие скулы были созданы с помощью накладных пластиковых элементов и разноцветных перламутровых пигментов. Важную роль в образах также играли маникюр и прически моделей. Специально для шоу британский стилист Гвидо Палау придумал заплести волосы моделей в мелкие косы и собрать в высокие рельефные волны. Вдохновением для кос послужили анатомические рисунки сухожилий и мускул человеческого тела. На висках многих моделей виднелись отдельные пряди волнистых волос, исчезающие по мере приближения финала. Цвет и длина ногтей моделей также зависели от эволюционной стадии развития и отражали движение в сторону воды. В интервью SHOWstudio Мариан Ньюман, разработавшая дизайн ногтей для шоу, вспоминает насколько сильно модели боялись выходить на подиум в парах Armadillo. За несколько минут до начала шоу Маккуин по-отдельности подходил к каждой модели и давал напутствие: если одна из них оступится и упадет, то идущая следом должна помочь ей подняться.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010 ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010 ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

N — NEPTUNE’S DAUGHTER

Финальный образ коллекции был назван в честь мифического древнеримского покровителя воды и подводного мира. Согласно представлениям древних римлян, во власти Нептуна было разворачивать течение рек и вызывать морские бури. Совершенный гибрид человека и амфибии представлял финальную стадию эволюции, когда водная стихия становилась союзником, а не угрозой. Образ «Дочь Нептуна» состоял из короткого платья с воротником-стойкой, леггинс и пары Armadillo, полностью расшитых пайетками с перламутровым отливом. Перламутровое свечение придавало пайеткам сходство с рыбьей чешуей или морскими раковинами.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

O — OCEAN

Коллекция Маккуина и подводный мир океана вдохновили модного фотографа Сольве Сундсбо на создание фантастической истории для японского Vogue весной 2010 года. На одном из снимков модель Алла Костромичева запечатлена под водой в финальном образе коллекции «Дочь Нептуна» с перламутровыми пайетками. Получившая название The Girl from Atlantis («Девушка с острова Атлантида») история стала органичным продолжением фантазии Маккуина о водах океана.

P — PRINT AND PATTERN

Всего для коллекции было создано 36 различных рисунков. Рисунки создавались в графическом редакторе и затем с помощью цифровой печати наносились на ткани. «Техника нанесения рисунка зависела от свойств ткани. Было важно не только правильно нанести рисунок, но также учесть, что после этого с тканью предстояло работать в ателье», — рассказала Сара Бёртон, принимавшая участие в работе с тканями. Цветовая палитра тканей и рисунков менялась в соответствии с движением в сторону воды. Если в начале шоу преобладали желто-зеленые цвета и рисунки на тканях повторяли узоры на крыльях махаонов и чешуе рептилий, то ближе к концу преобладали изображения скатов и медуз в сине-голубых тонах.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

Q — QUALITY

Требования к качеству работы, которые Маккуин предъявлял в новой коллекции, были крайне высоки. Для дизайнера было важно, чтобы коллекция не только воплощала его личное видение, но также отражала ценности бренда. Баланс между традициями, мастерством и новыми технологиями лежал в основе каждого сезона, но не всегда был заметен сразу.

R — RESEARCH

Создание новой коллекцией, как и прежде, началось с исследовательской работы. Процесс подготовки материала — вырезанных и распечатанных изображений на определенную тему, образцов тканей и фурнитуры — на этот раз проходил особенно непросто. По словам главного дизайнера женской линии Сары Бёртон, впоследствие ставшей креативным директором бренда, в какой-то момент Маккуин попросил собрать аэрофотоснимки. Дизайнера интересовали ландшафтные узоры суши и воды, которые можно наблюдать с высоты полета. Несмотря на то, что в поиске изображений была задействована вся команда, в итоге Маккуин решил отказаться от идеи действовать ставшим привычным способом. Если предыдущая коллекция целиком состояла из отсылок к истории моды и личному архиву дизайнера, то в этот раз было решено начать с абсолютно чистого листа. «Я не хочу ничего повторять, никаких изображений, никаких рисунков. Я хочу создать нечто новое», — объяснил свое решение дизайнер.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

S — SHOWstudio

В ноябре 2000 года британский фотограф Ник Найт запустил сайт SHOWstudio, основной целью которого было сделать закрытый мир моды доступным для всех, кто мог испытывать к нему интерес. Британский фотограф стал одним из тех, кто первыми почувствовал необходимость активно взаимодействовать с глобальной аудиторией с помощью новых технологий. «Почему мы думаем, что мода должна выглядеть только так? Почему мы не можем делать по-другому?», — рассуждал Найт в интервью для Dazed. Прямые трансляции модных показов проходили на сайте начиная с 2002 года, но трансляция шоу такого масштаба как Plato’s Atlantis была проведена впервые.

T — TECHNOLOGY

Коллекция стала одной из самой трудоемких за всю историю бренда в плане работы с тканями и технологии нанесения рисунков на ткани. Основным вызовом, по словам Сары Бёртон, было последующее сохранение рисунка при соединении тканей. Процесс осложнялся тем, что в коллекции было задействовано большое число различных по свойствам тканей. Тонкие шифон, таффета и органза требовали одного подхода, в то время как более плотные вроде жаккарда, джерси и мохера — другого. Многие изделия приходилось неоднократно перекраивать, чтобы добиться нужного результата.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010 ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

U — UNDERWATER

Британский дизайнер серьезно увлекался подводным плаванием, которым он занимался в кругу близких друзей во время регулярных поездок на Мальдивы. Интерес и восхищение подводным миром нашли воплощение в жакетах с лацканами, напоминающими широкие плавники скатов, и воздушных медузообразных топах.  Запоминающимися акцентами коллекции также стали несколько образов из прорезиненного джерси, напоминающих плотно прилегающие к телу гидрокостюмы для дайвинга.

V — VISUAL

Создавая коллекцию дизайнер работал с объемными визуальными макетами, позволяющими ему заранее видеть как ткани и рисунки могли выглядеть в объеме. Сложные многослойные рисунки требовали точности при соединении отдельных частей изделий. Описывая подход Маккуина к работе над коллекцией, Сара Бёртон, помогавшая дизайнеру на всех стадиях процесса, назвала его «крайне визуальным». 

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

W — WATER

Природные элементы занимали воображение Маккуина на протяжении всей карьеры, но основным элементом для дизайнера всегда оставалась вода. Водная стихия становилась центральной темой многих сезонов. По словам самого Маккуина, вода давала ему ощущение комфорта и защищенности. Окна дома дизайнера в Фэрлайт в Восточном Сассексе выходили на воды Ла-Манша, откуда в ясную погоду можно было наблюдать берега Франции. Дизайнер любил проводить время в долгих прогулках по пляжу вдоль воды. «Я ощущаю связь с морем, возможно, потому что я — Рыбы. Море успокаивает меня», — поделился он в интервью для французского канала. Во многих культурах вода символизирует эмоции и подсознание, а обитающие в воде рыбы — свободу и состояние просветления. Обратная сторона стихии неизбежно связана с ее разрушительной стороной и невидимой глазу глубиной. Будущее в представлении Маккуина было неразрывно связано с водой, одновременно дающей и отбирающей жизнь.

Z — RAQUEL ZIMMERMANN

Бразильская модель Ракель Циммерманн перевоплотилась в фантастическую амфибию в объективе Ника Найта для короткометражного фильма и стала лицом рекламной кампании. Модель неоднократно воплощала на подиуме самые запоминающиеся образы Маккуина из коллекций разных сезонов. По словам самого дизайнера, модель целиком разделяла его видение красоты и обладала невероятной способностью к трансформации.

ALEXANDER McQUEEN: PLATO’S ATLANTIS SS 2010

Photo: © ImaxTree Alexander McQueen Plato’s Atlantis SS 2010

Cover&Collage: Vernitepotselui

Автор статьи: Ekaterina Lysenko