Posted in Culture News

Эпидемия как искусство: игры

Эпидемия как искусство: игры Posted on 24.06.2020

2020 год навсегда войдёт в историю как период, когда человечество снова столкнулось со страшной угрозой.
Однако, что бы с нами ни происходило, какие бы испытания и сложности ни выпадали, мы справлялись. Преодолевали и находили отдушину в искусстве. Творчество во всех его формах — это возможность анализа, переосмысления и поиска вариантов решения возникшей проблемы.

Мы начинаем цикл статей о воплощении в искусстве темы эпидемий и всего, что так или иначе связано с этим понятием: различных источников возникновения болезни, изоляции и борьбы.
Первая отрасль искусства, к которой мы предлагаем вам обратиться — компьютерные игры.

Очень часто в них представлены истории гораздо страшнее, чем то, что происходит в реальном мире сейчас. Какие же сценарии для человечества предлагает игровая индустрия? На что нужно обратить внимание уже сейчас? И о чём это может нам рассказать? Давайте разбираться.

Большинство известных игр о каких-либо эпидемиях условно можно разделить на несколько категорий:

1. вирус создан как биологическое оружие:

  • «The Walking Dead: The Game» (2012) – эпизодическая квестовая игра, созданная на основе одноимённой серии комиксов Роберта Киркмана. Происхождение вируса здесь неизвестно, но по мнению одного из персонажей – это биологическое оружие военных. Также неизвестен способ инфицирования: вероятно, воздушно-капельный путь, т.к. все герои на момент сюжета уже являются носителями вируса, однако «трансформация» наступает лишь после смерти (отсюда и само название – «Ходячие мертвецы»).

Зомби медлительны, не бегают, однако достаточно живучи: переносят холодные зимы. Ориентируются на громкие звуки, но также прекрасно видят. Единственный способ борьбы – сильное повреждение ЦНС (выстрел в голову или проламывание тяжёлым предметом).

В какой-то степени «зомбирование» провоцирует укус (т.к. человек погибает от него), однако ампутация повреждённой конечности в первый час после укуса способно сохранить жизнь.

  • «Days Gone» (2019) – игра в жанре приключенческого боевика с элементами survival horror (дословно — «выживание в кошмаре»).

Вирус был создан как биологическое оружие и случайно распространился по миру, практически полностью уничтожив цивилизацию. Как таковых зомби здесь нет: заразившись, люди и некоторые животные/птицы (медведи, волки, вороны) становятся «фриками». Они обладают невероятной скоростью, силой и неконтролируемой агрессией, но физически они живы.

  • «Dying Light» (2014) – тоже игра в жанре «survival horror». Вирус, похожий на бешенство, возник в результате ошибки военных. Распространение происходит через укус или порез (т.е. через кровь), но основное заражение, вероятно, произошло через воду.

Заражённые могут быть как быстрыми, так и медлительными, но основную опасность представляют ночью: их больше, они сильнее и опаснее.

  • серия «Resident Evil» (с 1996) – серия культовых игр, которая и послужила основой для жанра «выживания в кошмаре», а также представляет собой франшизу, включающую 8 оригинальных игр, 3 ремейка, множество спин-оффов в различных подсериях, 6 успешных кинофильмов, 4 анимационных фильма и др.

Вирусы, а несколько (T-вирус, G-вирус, Уроборос, Лас-Плагас, Т-Вероника, Т-Бездна), были создан фармацевтической компанией Umbrella, которая пыталась создать суперсолдат. Все вариации обладают сильными мутагенными свойствами, из-за чего заражённые организмы изменялись стремительно и приобретали свойства, невозможные в процессе нормальной эволюции. Игры содержат огромное количество различных заражённых: это и зомби-люди, церберы, вороны, змеи, пауки, рыбы, растения и т.д. Все они обладают разной степенью активности и силы, сложны в уничтожении и вообще доставляют массу хлопот.

  • серия «Fallout» (с 1997) – ещё одна культовая серия, рассказывающая о жизни после ядерной войны США. Несмотря на то, что основной акцент игры сделан именно на последствия ядерного апокалипсиса, но вирус как биооружие тут всё же присутствует. Это вирус ВРЭ («вирус рукотворной эволюции»), созданный в результате военных экспериментов ещё до войны, который попал в атмосферу и «произвёл» супермутантов и других существ. ВРЭ вызывает значительный рост мышечной и скелетной массы, высокую выносливость, невосприимчивость к радиации и болезным, а также делает заражённых практически бессмертными. Кроме этого, у супермутантов меняется цвет кожи (зелёный, жёлтый или сероватый) и они не могут размножаться. 
  • «Warcraft III» (2002) – и снова в нашем списке всемирно известная игра в жанре RPG, однако, как и «Fallout», не совсем очевидная. Чума Плети имеет магическое происхождение, но является именно оружием, причём возникшим практически незаметно: симптомами были лишь жар и головная боль. Однако в один момент тысячи людей стали зомби.
  • «Prototype» (2009) – научно-фантастический экшн, в котором создание вируса изначально служило благим целям – учёные хотели создать особый тип вируса, который бы уничтожал «бесполезные» гены, заменяя их на те, что сделают носителя быстрее, сильнее и выносливее. «Чёрная Смерть» вызывает мгновенную мутацию всех клеток, большинство людей не справляется и погибает, однако выжившие приобретают невероятные способности и полностью изменяются внешне. Заражение происходит через контакт или жидкости.

2. вирус имеет природное происхождение:

  • «The Last of Us» (2013) – игра, посвящённая постапокалиптическому будущему на территории США после 20-летней пандемии, вызванной мутировавшем грибком Cordyceps unilateralis. Он поражает ЦНС, буквально прорастая в организме и подчиняя его себе, превращая в зомби. Самое страшное, что такой грибок существует на самом деле, широко распространён в мире и паразитирует в насекомых…

3. происхождение вируса неизвестно или случайно:

  • «Left 4 Dead» (2008) – игра, рассказывающая о внезапной вспышке так называемого «зелёного гриппа» — неизвестного вируса, который мгновенно распространился по США. Передавался через контакт с заражённым, воздушно-капельным путём, укусы и порезы, превращая людей в зомбиподобные существа, характеризующиеся агрессией и яростью, похожей на бешенство.
  • «Dead Island» (2011) – ещё одна игра в жанре survival horror. Неизвестный вирус, вспышка которого началась на тропическом острове, превращает людей в агрессивных оживших мертвецов.
  • «Observer» (2017) – психологический хоррор, в котором рассказывается об эпидемии нанофага – «цифровой чумы», в результате которой в мире началась жестокая война. Конфликт «разрешила» мегакорпорация «Хирон», установив тотальный контроль над людьми с помощью нарокотиков, виртуальной реальности и экзокортекса (нейропротеза для коры головного мозга) людей.

4. показаны реальные эпидемии или незначительные их модификации:

  • «A Plague Tale: Innocence» (2019) – в этой игре в переноситесь в самый разгар эпидемии чумы во Франции XIV века. Настоящие лавины крыс, горы трупов, разрушения и полное отчаяние тех, кому пока удалось спастись…
  • «Vampyr» (2018) – Лондон 1918 года, испанский грипп. Главный герой – доктор, обращённый в вампира, которому приходится бороться не только со страшной эпидемией, но и со своей новой сущностью 
  • «Pathologic 2» (2019) – эпидемия песчаной язвы, охватившая небольшой степной городок. Её симптоматика и течение очень похожи на реально существующую сибирскую язву: передаётся воздушно-капельным и контактным путём, сопровождается лихорадкой, жуткими головными болями и галлюцинациями, смерть наступает в течение нескольких часов.
  • «Tom Clancy’s: The Division» (2016) – сюжет игры повествует о проекте «Тёмная зима» — особой программе, цель которой проверить реакцию общества на биотеррористичекую атаку. Эпидемия так называемого «долларового гриппа», а на самом деле —  вируса оспы, нанесённой на денежные купюры, начинается в Чёрную пятницу и буквально за 5 дней полностью уничтожает цивилизованное общество.
  • «Dishonored» (2012) – ещё одна игра, посвящённая эпидемии чумы, однако с другими проявлениями: «крысиная чума» поражает лёгкие и мозг, делает кожу бесцветной, вызывает резкую потерю веса и облысение. С развитием болезни, заражённые становятся невменяемыми и крайне агрессивными.

5. вирус имеет нелабораторное происхождение:

  • серия «Dead Space» (с 2008) – научно-фантастический хоррор, действие которого происходит на космическом корабле «Ишимура», члены экипажа которого заражены бактериями внеземного происхождения, превратившими их в агрессивные ожившие трупы.
  • «NieR» (2010) – страшная эпидемия, вызванная синдромом белой хлоринации, здесь показана как результат магического вмешательства: над Токио возникло неизвестное белое существо, которое было уничтожено драконом, которого также ликвидировали японские ВВС. Спустя время начались вспышки странной болезни, передаваемой воздушно-капельным путём и превращающей клетки человека в хлорид натрия до тех пор, пока он не попросту рассыпался.
  • «Bloodborne» (2015) – сюжет игры построен вокруг эпидемии «пепельной крови». Данная болезнь, которую сначала путали с отравлением, мгновенно распространилась в городе через различные человеческие выделения, которые стали ядовитыми, и превратила жителей вымышленного города, похожего на викторианский Лондон, в жутких монстров.

Эпидемия как искусство: игры

Отдельно хочется упомянуть «Plague Inc.» (2012) – всемирноизвестный симулятор создания и развития заболевания, способного уничтожить человечество. Всё начинается с заражения «нулевого пациента», а затем распространение происходит различными путями, на выбор игрока: сначала внутри одной страны, затем через сухопутные, воздушные и морские границы, с помощью животных, птиц или насекомых, через кровь и т.д. Болезнь необходимо развивать и «улучшать», чтобы создать лекарство было невозможно. Игра получила невероятный успех по всему миру, однако в феврале 2020 года была запрещена в Китае на фоне пандемии COVID-19.

Как можно заметить, практически во всех упомянутых примерах болезнь, во-первых, возникает как лабораторный эксперимент или естественное природное явление, она передаётся контактным или воздушно-капельным путём, люди заражаются стремительно и превращаются в зомби или антропоморфных существ, ведомых низшими инстинктами и неконтролируемой агрессией. Привычный мир изменяется до неузнаваемости, цивилизация и общество разрушается за считанные дни.

О чём же это говорит? Человечество не щадит ресурсов планеты и постоянно стремиться к уничтожению, изобретая новое оружие и проводя эксперименты в лабораториях. Мы забываем, что несовершенны и беззащитны перед силами природы, что тот дар коммуникации и анализа, который дан только нам, должен быть направлен на созидание и творчество во благо. Наше оружие уничтожает в итоге нас самих и всё то, что тысячелетиями формировалось предками: общество, законы, мораль, цивилизацию. Мы возвращаемся к примитивности и борьбе за выживание там, где природой было предназначено руководить и совершенствовать.

Нам необходимо научиться слушать и слышать друг друга, не отрицать, что все мы — часть целого, но время наше не вечно, поэтому за короткий промежуток мы должны создавать то, что в будущем даст процветание и благополучие, что увековечит наши заслуги в благодарность за жизнь, которую дала нам планета. Мы прошли слишком долгий путь до «венца природы», чтобы так глупо всё потерять.

Автор статьи: Юлия Морозова

Читать далее: Что такое викканство и с чем его едят?