Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006 Posted on 15.06.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

Тенденции предыдущего сезона сохранились в новой весенней коллекции под названием Neptune («Нептун»), показ которой состоялся 7 октября 2005 года в пространстве типографии французского правительства. Название коллекции, отсылающее к римской мифологии, вселяло надежду на возвращение зрелищных шоу, в предвкушении которых публика пребывала уже несколько сезонов. В реальности гостей показа в очередной раз ожидали белый подиум и сдержанная, предельно конвенциональная презентация. Модные критики не скрывали тревог и разочарования. «Вот уже два сезона подряд Маккуин демонстрирует исключительно коммерческие коллекции, что дает повод инсайдерам говорить о том, что британский дизайнер разленился», — выразила общие опасения Кэти Хорин в обзоре для The New York Times. С каждым новым сезоном от Маккуина ожидали подтверждения статуса провокатора от мира моды, с легкой руки присвоенного дизайнеру критиками и журналистами. «Александр Маккуин изменился. Талантливый импресарио, в недавнем времени любивший запугивать и изумлять публику своими зрелищными шоу и скандальным идеями, пополнил бесчисленные ряды дизайнеров, выпускающих моделей на подиум для прогона очередной коллекции», — написала Сара Мауэр в обзоре для американского Vogue. Разочарование обеих журналисток было также связано с предложенным в коллекции образом, идущем вразрез с основными тенденциями нового сезона. Коллекция, во многом вдохновленная античной эстетикой, предлагала увидеть в жительнице современного мегаполиса прямую наследницу легендарной героической эпохи. Однако аллюзии к древнеримским сюжетам не были основным моментом, заслуживающим внимания при просмотре этой контрастной коллекции.

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006

Значительная часть коллекции состояла из сдержанных, опять же меркам Маккуина, образов в нейтральной черно-белой и серой палитре, напоминающей об офисном дресс-коде. Вместе с тем глубокие вырезы, полупрозрачные текстуры и короткая длина юбок переносили в совершенно другое измерение. Роскошные объемные укладки и интенсивный макияж дополняли образ и создавали ощущение ожившего глянцевого изображения. Вдохновением послужили работы легендарного французского художника и модного фотографа Ги Бурдена (1928–1991), изменившего представление о возможностях модной фотографии и раздвинувшего границы дозволенного на страницах достаточно консервативных модных изданий. Еще одним важным источником вдохновения стали работы французского графического дизайнера, иллюстратора и режиссера Жан-Поля Гуда, работавшего в начале 1980-х годов в качестве стилиста с Грейс Джонс и участвовавшего в создании ее сценического образа, музыкальных видео и обложек альбомов. Интерес к 1980-м у Маккуина, прежде всего, связан с развитием нового направления в моде, возникшего на волне усиливающейся эмансипации женщин и получившего название power dressing после работы Джона Т. Моллоя Dress For Success («Одежда для успеха», 1975). Строгие линии и широкие плечи подчеркивали профессиональную компетенцию и придавали доминантной энергии, меняя привычную расстановку сил в офисе и за его пределами. На сцене воплощением новой идеи стала Грейс Джонс, в андрогинном образе которой соединились основные тенденции революционной декады. При создании новых образов Маккуин также работал с наследием легендарного французского модельера Аззедина Алайя (1935–2017) — создателя и мастера облегающих силуэтов, безоговорочно доминирующих на подиуме на протяжении 1980-х годов. Получая нескрываемое удовольствие от игры контрастов, Маккуин выстроил оставшуюся часть коллекции вокруг образа задрапированной античной воительницы. Белые и оливковые туники различной длины с блестящей позолоченной отделкой и аксессуарами сочетались с высокими сандалиями, отсылающими к облачению римских гладиаторов. Отдельные образы были вдохновлены смелыми идеями легенды мира моды Джанни Версаче (1946–1997), известного своей любовью к напоминающему морскую волну меандру — одному из самых узнаваемых орнаментов античной эпохи.   

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006

Помимо упреков в конвенциональности, Маккуин был раскритикован за невнимание к основным тенденциям модного сезона. В обзоре для International Herald Tribune Сьюзи Менкес отметила в качестве основной тенденции нового весеннего сезона стремление вернуть женскому гардеробу — насколько это возможно — свободу и естественную красоту. «Действительно ли сейчас подходящий момент для воинствующих амазонок, облаченных в соблазнительные силуэты или греческие туники с кожаными ремнями?», — задалась вопросом Менкес. На взгляд журналистки, Маккуин эксплуатировал продаваемый образ, от которого многие дизайнеры старались сознательно отойти в новом сезоне. «Когда женщины отвоевывают свое право выглядеть просто и одновременно красиво, Маккуин действует наперекор и руководствуется противоположным принципом», — отметила упущение Менкес. Никто при этом не отметил, что следование тенденциям никогда не входило в число приоритетов британского дизайнера. Признаками удачного сезона для Маккуина всегда считались зрелищное шоу и сильная история. «Маккуин стал известен благодаря своим шоу, поэтому многие забывают о том, что он в первую очередь дизайнер», — написала Хорин в попытке посмотреть на коллекцию под другим углом. «Однако Маккуин также известен тем, что он избегает поверхностного отношения к моде. Несмотря на удачный момент для минималистичного силуэта, коллекция оказалась абсолютно поверхностной. Технически Маккуину удалось передать сексуальный настрой, но с точки зрения эмоций и энергии это было неубедительно», — заключила Хорин, невольно направив свой упрек в сторону индустрии, в значительной степени ответственной за упрощенное представление не только о женской, но и мужской сексуальности. В новой коллекции Маккуин всего лишь наглядно продемонстрировал неизбежные ограничения, с которыми приходится сталкиваться любому дизайнеру, решившему действовать в рамках существующей системы. Очевидными эти ограничения стали только в сравнении с предыдущими коллекциями, которым свойственна гораздо большая свобода. К счастью для всех, период сомнений, поисков и ограничений подходил к концу.

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006

ALEXANDER McQUEEN: NEPTUNE SS 2006

Использованные в статье обзоры: 

  • Cathy Horyn, “Galliano, Still the Master Showman,” The New York Times, October 10, 2005 
  • Suzy Menkes,  “Story of the season: Restoring beauty,” International Herald Tribune, October 9, 2005

Photo: © ImaxTree Alexander McQueen Neptune SS 2006

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: THE MAN WHO KNEW TOO MUCH AW 2005