Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005 Posted on 01.06.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

Весенняя коллекция 2005 года под названием It’s Only A Game («Это всего лишь игра») в очередной раз напомнила о том, что Александр Маккуин не готов играть по известным правилам. Показ коллекции представлял собой продуманную до мельчайших деталей шахматную партию, в которой лицом к лицу столкнулись Запад и Восток. Сочетание нового подхода к презентации и уже знакомых по предыдущим сезонам силуэтов и мотивов определило успех коллекции, ставшей одной из самых любимых среди критиков и редакторов модных изданий. 

Показ коллекции состоялся 8 октября 2004 года в спортивно-концертном комплексе на бульваре Берси, расположенном в 12-м округе Парижа. С первых минут показа стало очевидно, что Маккуин отказался от привычного формата презентации коллекции. Модели выходили на подиум группами по шесть человек и, пройдясь по периметру, выстраивались в ряды одна за другой в центре зала. Первая группа моделей была одета в идеально скроенные, напоминающие школьную форму жакеты. Вдохновением для образов послужила мистическая драма Picnic at Hanging Rock («Пикник у Висячей скалы», 1975) австралийского кинорежиссера Питера Уира, получившая широкую известность благодаря визуальному ряду и костюмам. Вторая группа моделей продемонстрировала образы с подчеркивающими талию силуэтами в пастельной палитре, разбавленной яркой вышивкой и разноцветными аксессуарами. Третья группа моделей была одета в платья с корсетами и облегающие комбинезоны белого или бледно-зеленого цветов. Четвертая группа моделей вышла на подиум в ярко-желтых платьях в бельевом стиле, эффектно контрастирующих с интенсивным загаром. По мере того как модели выстраивались в ряды в центре подиума, все более очевидным становилось то, что Маккуин подобрал их в соответствии с определенными типажами.

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

Замысел окончательно прояснился только с появлением на подиуме двух заключительных групп моделей в образах, воплощающих ключевые шахматные фигуры. «Королева одета в короткое платье с пышной, подчеркивающей бедра юбкой, вдохновленной силуэтами восемнадцатого века… Рядом с ней король в образе, напоминающем костюм игрока в американский футбол, с накладными плечами и шлемом, покрытым рисунками в традиционной японской технике», — описывает детали главный куратор Института костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке Эндрю Болтон. В пределах каждого отдельного образа Маккуину удалось соединить элементы, характерные для европейской и восточной культур. Один из самых запоминающихся образов коллекции — длинное шелковое платье с камуфляжным принтом в сиренево-бирюзовой палитре, соединяющие в себе элементы традиционного японского кимоно. Неоднократно использовавшийся ранее прием получил новую интерпретацию в контексте игры контрастов. Коллекция и ее презентация задумывались в форме шахматного поединка между Западом и Востоком, в котором тесное сплетение двух культур не обнаруживало возможности определить победителя.

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

Единственное, что могло ввести в заблуждение и заставить подумать, что Маккуин принял правила игры, было привычное устройство пространства, в котором проходил показ. Белый прямоугольный подиум пересекала белая стена, отделяющая зал со зрителями от бэкстейджа. Если в первой части показа Маккуин сосредоточился на дизайне, то во второй части в центре внимания оказалась хореография. Впервые за долгое время декорации не играли значительной роли, поскольку история разворачивалась исключительно в пространстве между исполняющими отведенные им роли моделями. Редактор отдела моды AnOther Magazine и один их самых влиятельных модных критиков современности Александр Фьюри отмечает, что наравне с декорациями, важнейшим способом выражения идеи для Маккуина всегда было тело как неотъемлемая часть общей концепции. «Одной из отсылок были работы Ванессы Бикрофт», — поделился источниками Джозеф Беннетт, помогавший разработать декорации и освещение для показа. Помимо хореографии, важную роль также играло освещение. В момент когда модели заняли свои места в центре подиума, свет погас, преобразив нейтральное пространство в черно-белую шахматную доску.

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005 ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

В новом свете индивидуальные черты, макияж, прически и образы моделей приобрели новое значение — для каждой из них была отведена определенная роль. «Он [Маккуин] рассказывал истории, и это были истории для которых было недостаточно просто найти моделей и выпустить их на подиум», — вспоминает работу с дизайнером Сэм Гейнсбери, отвечавшая за технические аспекты проведения показа. Подобранные по типажам модели выстраивались в живой рисунок, очертания которого до определенного момента было невозможно разглядеть. В нетипичной для Маккуина манере история разворачивалась постепенно. «Я помню, как он сказал, что хочет разыграть шахматную партию и для этого ему понадобятся все фигуры, начиная с пешек и заканчивая королями, образы для которых он создаст сам», — делится Гейнсбери воспоминаниями о том, как возникла идея. Участвовавшим в показе моделям предстояло пройти специальную подготовку, научившись передвигаться по подиуму в определенной манере. По просьбе Маккуина, хореографию для шахматной партии создал британский танцор и хореограф Лесли Джон Брайант, работавший под псевдонимом Les Child со многими модными домами. Совместно с Маккуином Брайант продумал движения моделей во время финальной партии, проходившей под команды определяющего следующий ход механического голоса.

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

ALEXANDER McQUEEN: IT’S ONLY A GAME SS 2005

Коллекция была  с восторгом принята критиками и редакторами модных изданий — классические для Маккуина силуэты в более техничном исполнении гарантировали дальнейших успех. В обзоре для американского Vogue Сара Мауэр отметила, что коллекция стала своеобразным подведением итогов всего того, что было сделано за десятилетие существования бренда. Формат презентации и настроение коллекции усиливали ощущение того, что Маккуин резюмировал и переосмыслял ключевые коды. «К моменту, когда все 36 моделей заняли свои позиции на шахматной доске, отсылки ко всем предыдущим мотивам и силуэтам Маккуина стали очевидны: идеальный крой Сэвил-Роу, расшитые кимоно, облегающие комбинезоны, тугие корсеты и широкие юбки. Все вместе производило исключительно сильное впечатление», — поделилась эмоциями Мауэр. На этот раз отсутствие новых дизайнерских решений не помешало коллекции произвести сильное впечатление и стать одной из самых узнаваемых за всю историю бренда. «Даже при условии того, что впечатляющее резюме не продвинуло игры вперед, большинство идей по прошествии времени смотрелись выигрышнее. Многие из них произвели гораздо более сильное впечатление: более женственные, менее агрессивные и невероятно желанные. Шах и мат!», — написала Мауэр, выразив общее настроение от коллекции.

Использованный в статье обзор коллекции:

Посмотреть детали:

Photo: © Marcio Madeira for Condé Nast Alexander McQueen Spring 2005 Ready-To-Wear show

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004