Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE News

ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004

ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004 Posted on 25.05.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

Вдохновением для осенне-зимней коллекции 2004 года под названием Pantheon Ad Lecum («К свету») стала эстетика двух научно-фантастических кинокартин —  2001: A Space Odyssey («Космическая одиссея 2001 года», 1968) Стэнли Кубрика и Close Encounters of the Third Kind («Близкие контакты третьей степени», 1977) Стивена Спилберга. В новом сезоне в центре внимания Александра Маккуина оказались параллельные миры, внеземные цивилизации и межпланетные перемещения. Напоминавшее высадку из космического корабля, шоу состоялось 5 марта 2004 года в выставочном пространстве Гранд-аль в парке Ла-Виллет, в котором проходили показы весенней и осенне-зимней коллекций предыдущего года. Объединенные общим пространством, три коллекции стали своеобразным высказыванием Маккуина на темы трансформации и путешествия в поисках новых форм и способов выражения.

ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004

Подчеркнуть футуристическое настроение коллекции помогли декорации шоу, а также стайлинг и кастинг. Шоу открыла австралийская супермодель Джемма Уорд, известная своей запоминающейся внешностью, определившей эстетику начала 2000-х и предпочтения кастинг-директоров этого периода. Бледная кожа, обесцвеченные брови и волосы, убранные под одинаковые парики с короткими тугими кудрями, дополнили андрогинные и инопланетные образы моделей. «Открывшая шоу модель, одетая в струящийся костюм из джерси телесного цвета, напоминала представительницу внеземной цивилизации, с опаской вышедшую из космического корабля на посадочную площадку», — поделилась впечатлениями Сара Мауэр в обзоре для американского Vogue. Модели выходили на подиум под звуки эпичной симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» (1896) немецкого композитора Рихарда Штрауса (1864–1949), ставшей узнаваемой и массово популярной благодаря кинокартине Кубрика. На гигантском экране периодически демонстрировались кадры открытого космоса, которые эффектно контрастировали с белой подсветкой круглого подиума. По мере приближения финала освещение постепенно гасло, а цветовая палитра плавно переходила из светлой в темную. В финале шоу модель Тию Куйк, одетая в объемное платье с массивным шлейфом, вышла в центр подиума в интенсивный световой поток, готовясь к переходу в новое измерение.

ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004

ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004

Как и прежде, Маккуин соединял несколько тем и направлений, на первый взгляд казавшихся несоизмеримыми. Струящиеся ткани и драпировки отсылали к эпохе древних цивилизаций и отдаленно напоминали творения легендарного французского модельера Мадлен Вионне (1876–1975), известной своими асимметричными драпировками. К истокам европейской цивилизации также отчасти отсылало название шоу, в котором ощущалось влияние античной эстетики. Гармоничное сочетание прошлого и будущего нашло выражение в нейтральной светлой палитре коллекции, одновременно напоминающей о классической тоге и гардеробе принцессы Леи из киноэпопеи Джорджа Лукаса. Представленные силуэты повторяли уже известные по предыдущим коллекциям решения, ставшие знаковыми для бренда. Исключением стали финальные образы, в которых Маккуин экспериментировал с конусообразными силуэтами и светодиодными элементами. «За ней [Джеммой Уорд] последовал парад похожих образов в светлой палитре, выполненных из твида, кашемира, кожи, джерси и шифона — материалов, в которых Маккуин постарался выразить всю суть своего бренда. Знаковые для Маккуина комбинезоны, приталенные пальто и костюмы на этот раз были лишены замысловатой отделки, присутствовавшей в последних коллекциях», — отметила Мауэр более спокойное настроение по сравнению с предыдущими сезонами. Смена тональности не смогла ускользнуть от внимания прессы и модных критиков, искавших причину в недавних событиях внутри компании, владеющей брендом британского дизайнера.

ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004 ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004 ALEXANDER McQUEEN: PANTHEON AD LECUM AW 2004

Минималистичные, по меркам Маккуина, коллекция и шоу оказались сюрпризом для всех, кто ожидал увидеть «захватывающее и заряженное энергией» зрелище после танцевального марафона в Саль Ваграм в предыдущем сезоне. «Легко предположить, что дизайнер, оказавшийся в эпицентре событий, связанных с переговорами о назначении в Yves Saint Laurent, был выбит из колеи», — написала Сара Мауэр в попытке найти объяснение неожиданной перемене. «Как нам известно, Александр Маккуин отказался от предложения, сказав, что для него важнее сконцентрироваться на собственном бренде. Хотя инстинкты подсказывали ему здравое решение, напряжение, усталость и колебания последних недель не могли не отразиться в новой коллекции», — предположила Мауэр. Согласно другой версии, новая коллекция стала ответом британского дизайнера всем, кто критиковал его приверженность к театральности и пристрастие к игнорированию принятых стандартов. «По словам самого Маккуина, ему хотелось избавиться от “любых намеков на театральность и сосредоточиться исключительно на дизайне”. Отчасти его подход пришелся как нельзя кстати: мир моды, пресыщенный надуманными вещами, действительно нуждается в основательной чистке. Возможно именно по этой причине шоу напоминало своеобразный ритуал очищения», — развивала идею Мауэр. Коллекция, созданная и представленная по привычным для индустрии стандартам и сценарию, оказалась парадоксальным образом обделена вниманием. «Обидно, что коллекция не в полной мере оправдала ожидания в такой решающий для Маккуина момент. С другой стороны, это мода. Всегда будет следующий сезон», — заключила Мауэр, выразив общие настроения публики, замершей в ожидании следующего сезона.

Использованный в статье обзор коллекции:

Photo: © ImaxTree Alexander McQueen Pantheon Ad Lecum AW 2004

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: DELIVERANCE SS 2004