Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE News

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003 Posted on 11.05.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

Весной следующего года Александр Маккуин сменил изобилие тропического климата на леденящий холод и пустынный пейзаж бескрайней Антарктической тундры. Начавшееся в прошлом сезоне путешествие к свету продолжилось в новых условиях и с новыми препятствиями. На этот раз предстояло пересечь целый континент и пережить полярную ночь, чтобы встретить рассвет на другом конце света. Путь пролегал через суровые равнины Сибири и заснеженные горы Тибета в сторону страны Восходящего солнца. Движение с Запада на Восток нашло отражение не только в поражающих воображение образах новой осенне-зимней коллекции, получившей название Scanners («Сканеры»), но и в не менее впечатляющих декорациях и драматичной сценографии показа.

Показ осенне-зимней коллекции Alexander McQueen, состоявшийся 8 марта 2003 года, оказался одним самых ожидаемых событий не только Парижской недели моды, но и всего модного сезона. Причиной стремительного роста успеха и влиятельности бренда в Париже и за его пределами стали безупречный крой, техничное исполнение и неподражаемый талант Маккуина к созданию зрелищных шоу, обойтись без которых у бренда получилось всего несколько сезонов. «Чем Париж отличается от других модных столиц?», — задалась вопросом Сьюзи Менкес в начале обзора для International Herald Tribune. «Ответом стал сбивающий с ног ветер на показе Александра Маккуина, надувший кимоно за спиной модели в виде облака пара. Под ее ногами простиралась пустынная тундра, на фоне которой роскошные образы из новой коллекции смотрелись особенно эффектно. Тибетские косы, утепленные парки с овчиной, клетчатые костюмы и случайные вспышки зеленого цвета — все эти идеи возникли внутри головы Маккуина, увидеть которую можно было на КТ-снимках, использованных в качестве приглашения на это ожидаемое всеми шоу», — написала Менкес, упомянув основные сюрпризы, приготовленные Маккуином для зрителей в новом сезоне.

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003 ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003

Название коллекции, во многом вдохновленной культурой и природой Евразийского континента, пришло из неожиданного источника и добавило происходящему дополнительное измерение. В качестве приглашения Маккуин использовал сканы, полученные им после сделанной за месяц до показа компьютерной томографии. Разделенный на пятнадцать секций лист демонстрировал рентгеновские снимки просканированного с разных ракурсов головного мозга. «Приглашение на показ в виде КТ-снимков напоминало, по словам самого дизайнера, о важности скрытой от глаз стороны вещей», — поделился комментарием Маккуина журналист и модный критик Гай Требэй в обзоре для New York Times. Эффектный жест также отсылал к важному для Маккуина мотиву memento mori и образу, со временем ставшему отличительным знаком бренда. Черепа неоднократно появлялись в коллекциях Маккуина в качестве принтов, вышивки и элементов декораций шоу на протяжении всей карьеры.

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003

Специально для показа внутри выставочного пространства Гранд-аль в парке Ла-Виллет были выстроены декорации напоминающие рельефный ландшафт Антарктической тундры. На экране напротив подиума демонстрировался вид заснеженного горного хребта с высоты птичьего полета, придавая происходящему впечатляющие масштаб и перспективу. Эффектные декорации создал режиссер и художник-постановщик Джозеф Беннетт, с которым Маккуин сотрудничал на протяжении многих лет. «Я хотел чтобы показ выглядел как путешествие кочевников по тундре. Бескрайнее пустынное пространство — ничего, что могло бы отвлечь от коллекции», — пояснил свою идею Маккуин на бэкстейдже. Пустынный тундровый пейзаж дополняли приглушенный свет, напоминавший о темноте полярной ночи, и заносы из искусственного снега, скрывавшие под собой сухую траву и гравий.

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003

Сдержанная палитра зимнего пейзажа стала идеальным фоном для насыщенной отсылками и деталями коллекции, основной темой которой стал диалог Запада и Востока. Сопоставление культур обнаруживалось на уровне выбранных силуэтов, представленных в двух вариантах — приталенные пальто и платья с пышными юбками чередовались со свободными укороченными жакетами, напоминающими японские кимоно. Влияние культуры эпохи Эдо (1603—1868), в которую происходило становление национальных традиций Японии, заметно в таких деталях как v-образные вырезы, широкие рукава и цветочные мотивы в красно-белом сочетании. Элементы традиционных японских образов были интерпретированы и переработаны Маккуином в соответствии с собственным видением. Ярким примером стало платье с отделкой из украшенных цветочной вышивкой кожаных панелей, напоминающих элементы традиционного костюма самурая.

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003

Резкий контраст образам, вдохновленным культурой Японии, составляли образы вдохновленные культурой страны находящейся в противоположной стороне света. Поражающая воображение вышивка, парча с золотым плетением и отделка из меха напоминали изобилие и роскошь царских одежд, знакомых по полотнам русских живописцев. Избыточность деталей, цветовой палитры и материалов отдельных образов уравновешивалась нейтральными цветами шерстяных вещей и жакетов из овчины. «Мастерство Маккуина заключается в том, что ему удалось соединить все грани своего таланта: умение создать шоу, продумать образы и воплотить их на уровне кутюрной коллекции, которую хочется носить», — обратила внимание Сьюзи Менкес на то, что Маккуину вновь удалось соблюсти баланс между театральностью и реальностью. Носибельность как важное качество коллекции также отметила Сара Мауэр в обзоре для американского Vogue, упомянув «чертовски аккуратный крой» продемонстрированных вещей.

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003

Помимо упомянутого Сьюзи Менкес зеленого или, вернее сказать, цвета хаки, важным цветовыми акцентами коллекции стал красный и белый. В белом цвете были выполнены шифоновые платья, которые по замечанию Сары Мауэр продемонстрировали «более мягкую, романтичную сторону Маккуина». Одним из любимых образов Мауэр стал финальный выход Натальи Водяновой в сером шифоном платье с глубоким вырезом и украшенным блестящей вышивкой шлейфом. Ярким акцентом воздушного образа стали высокие кожаные сапоги насыщенного красного цвета. Интенсивно-красный цвет добавил энергии и эмоций коллекции, показанной на фоне заснеженной земли. В сочетании с белым, красный цвет также символизировал национальную символику Японии, напоминая о финальной точке маршрута, проходящего через многочисленные культурные регионы и климатические пояса Евразийского континента.

ALEXANDER McQUEEN: SCANNERS AW 2003

По мере приближения финала взгляд зрителей должен был подниматься с заснеженной земли вверх, где над подиумом был установлен прозрачный тоннель, державшийся на строительных подмостках. Тоннель представлял собой закрытую аэродинамическую трубу внутри которой Маккуин развернул представление, вдохновленное театром кабуки. Навстречу искусственной метели вышла модель, одетая в облегающий кожаный костюм с розовым шелковым плащом. Сбивающий с ног поток ветра надул плащ, превратив его в огромный вздымающийся за спиной парашют. «Декорации Scanners начались с идеи аэродинамической трубы. Мы подняли тоннель над подиумом, чтобы создать ощущение многомерного пространства. Тоннель представляется мне в виде огромной развернутой 35-миллиметровой кинопленки, на которой в реальном времени разворачивается история борьбы со снежной стихией», — рассказывает об идее тоннеля Джозеф Беннетт. Пилигримаж в страну Восходящего солнца завершился финальной схваткой со стихией, когда навстречу ветру и снегу вышла японская модель Ай Томинага, одетая в распахнутое свободное кимоно в пастельных тонах. 

Использованные в статье интервью и обзоры:

  • Menkes Suzy, ‘The Collections / Paris: A Stellar McQueen; elegance at Viktor & Rolf’, International Herald Tribune, March 10, 2003
  • Trebay Guy, ‘Fashion Diary; Long, Strange Trip to the Closet’, New York Times, March 11, 2003

Дополнительные ресурсы:

Photo: © Marcio Madeira for Condé Nast Alexander McQueen Fall 2003 Ready-To-Wear show

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003