Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE News

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003 Posted on 04.05.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

PROLOGUE

Весенняя коллекция, показанная 5 октября 2002 года в выставочном пространстве Гранд-аль в парке Ла-Виллет в 19-м округе Парижа, открыла новую главу в истории бренда. Коллекции Александра Маккуина всегда создавались вокруг сложных, продуманных до мельчайших деталей историй, как правило, с мрачным сюжетом. Впервые за свою карьеру Маккуин рассказал историю о движении к свету и спасении, продемонстрировав при этом безграничные возможности цвета и материалов. В переводе с языка коренных народов Амазонии Irere означает трансформация — центральная идея многих практик и ритуалов, созвучная представлениям Маккуина о возможностях дизайна и моды. Состоящая из трех глав коллекция рассказывает историю героини, пережившей кораблекрушение, выжившей в схватке с дикой природой и преобразившейся в финале в изысканную тропическую птицу.

CHAPTER I. SHIPWRECK

Показ начался со срежиссированного Маккуином короткометражного фильма, первые кадры которого были сняты под водой. Женская фигура в прозрачном платье из шифона двигалась по направлению к видневшемуся над поверхностью воды яркому дневному свету. По сюжету героиня пережила кораблекрушение, но смогла уцелеть и выйти на сушу, где ей предстояло столкнуться с островной цивилизацией. Для работы над фильмом Маккуин пригласил к сотрудничеству британского кинорежиссера Джона Мэйбери, с которым он познакомился в начале 1990-х годов. «У него было невероятно ясное представление о том, что он хотел видеть, в его голове уже сложилась целая картина. Мы снимали кораблекрушение в огромном прозрачном бассейне. Ли присутствовал на площадке во время съемки, помогая мне и одновременно исполняя обязанности арт-директора. Он целиком контролировал процесс, и я вспоминаю об этом исключительно в положительном свете. Модель переворачивалась и крутилась под водой словно в танце, и затем прекрасный юноша нырнул за ней, спеша на помощь. Невероятно романтичная сцена», — вспоминал совместную работу и съемочный процесс Мэйбери в интервью Эндрю Уилсону.

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003

Вдохновением для первой главы послужил фильм Ролана Жоффе The Mission («Миссия», 1986), по сюжету которого миссионер-иезуит, чудом выживший в тропических лесах Южной Америки в XVIII веке, помогает защитить коренные племена от европейской экспансии в лице испанских и португальских захватчиков. Обращаясь к периоду Великих географических открытий и завоеванию Нового Света, Маккуин создает образы, соединяющие элементы гардероба европейского мореплавателя-конкистадора с ультра-современными элементами. В одном из вариантов удлиненный жакет со шнуровкой, надетый поверх полупрозрачной блузы с рюшами и воланами, сочетался с короткой кожаной юбкой и высокими сапогами-ботфортами. Другой вариант представлял собой укороченный жакет в елизаветинском стиле надетый поверх блузы с пышным воротником-стойкой. Главными аксессуарами коллекции стали широкие кожаные ремни с массивными пряжками и надетые через плечо сумки-торбы.

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003

Важным акцентом коллекции стало многослойное платье из органзы песочного цвета, получившее название oyster dress или платье-устрица. Косой крой платья и пышный подол в виде объемных многослойных воланов напоминали пенистые наслоения, образующиеся между створками закрытой раковины моллюска. Намокшие волосы и влажная кожа вместе с потекшим макияжем усиливали эффект, придавая большей реалистичности истории о пережитой схватке с водной стихией. «Верхняя часть платья представляет собой голый корсет из тюля и пришитый поверх корсета порванный жатый шифон», — рассказывает о конструкции и использованных материалах Сара Бертон, принимавшая участие в создании платья. «Юбка сделана из сотен и сотен слоев органзы. Сначала Ли нарисовал от руки круги на материале, затем мы вырезали и сложили их вместе и после этого пришили к юбке волнообразными косыми линиями. В итоге получился такой естественный  пенистый эффект», — поделилась Бертон деталями процесса.

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003

CHAPTER II. SURVIVAL

Следующая глава открылась кадрами ночного леса, наполненного загадочным интенсивно-зеленым свечением. Одетые в черное, с напоминающим маски макияжем, модели воплощали молчаливых духов, населяющих необитаемую землю, на которой оказалась героиня после кораблекрушения. Контрастные сочетания кожаных жилетов и ремней, надетых поверх прозрачных кружевных платьев в бельевом стиле, напоминали настроение предыдущей коллекции, показанной в готическом замке Консьержери в центре Парижа. На этот раз местом действия была выбрана нетронутая дикая природа тропических лесов Южной Америки. Специально для коллекции британский ювелирный дизайнер Шон Лин создал металлические серьги, украшенные радужными перьями ара и иглами дикобразов. Вместо того, чтобы крепиться на мочке уха как обычные серьги или клипсы, украшения надевались на все ухо, плотно прилегая к голове и повторяя форму ушной раковины. Предназначенные в природе для защиты от хищников, торчащие в разные стороны острые иглы придавали моделям устрашающий вид, одновременно подчеркивая их гибридную сущность.

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003
© Victoria and Albert Museum, London
Earrings, Shaun Leane for Alexander McQueen. Silver and porcupine quill

CHAPTER III. REDEMPTION

Продолжающийся на протяжении всей жизни интерес Маккуина к безграничным потенциалу и возможностям природы, способной восстанавливаться вне зависимости от внешних обстоятельств и воздействия человека, нашел воплощение в жизнеутверждающем финале показа. Мрачное и сдержанное настроение второй главы уступило место радужной феерии, в которой модели предстали в разноцветных платьях, напоминающих насыщенную раскраску тропических птиц. Птичьи перья — утиные, фазаньи, павлиньи и перья попугаев — были использованы в качестве основного материала для создания объемных топов, пышных воротников и головных уборов. По просьбе Маккуина шотландский дизайнер Джонатан Сондерс разработал яркие принты в виде перьев экзотических птиц, украшавшие юбки, платья и комбинезоны из полупрозрачного шифона. «Если бы необитаемый остров в действительности населяла такая неземная красота, никто не отказался бы распрощаться с цивилизацией», — сделала комплимент впечатляющей цветовой палитре коллекции Сюзанна Франкель в обзоре для Independent. Не менее впечатляющий эффект на собравшихся также произвели отображаемые на экране переливающиеся цвета термограммы — тепловых изображений появляющихся на подиуме моделей. Радужные переливы инфракрасного излучения, полученные в результате технической манипуляции, эффектно перекликались с естественной природной палитрой тропического леса.

ALEXANDER McQUEEN: IRERE SS 2003

EPILOGUE

В финале показа Маккуин предстал перед собравшейся публикой в новом образе — идеально сидящий белый костюм подчеркивал подтянутую фигуру дизайнера, сбросившего более десяти килограмм в результате усиленных тренировок. «Не было никаких сомнений в том, что он чувствовал себя потрясающе», — вспоминал Джон Мэйбери момент появления Маккуина на подиуме. «Он был на вершине. Каждая отдельная деталь была поразительным образом проработана на уровне кутюрной коллекции. Его энтузиазм и энергия заряжали и притягивали. Он излучал энергию», — добавил Мэйбери. Привыкшая к мрачным настроениям публика отреагировала на неожиданную трансформацию Маккуина на подиуме и вне его шквалом аплодисментов и положительных отзывов. По замечанию модного обозревателя американского Vogue Сары Мауэр, коллекция поразительным образом сочетала в себе «простоту привычного романтического сюжета и продуманный коммерческий подход». Беспроигрышное сочетание и техничное исполнение сделали коллекцию одной из самых узнаваемых и успешных за всю многолетнюю историю бренда.

Использованные в статье интервью и обзоры:

  • Frankel Susannah, ‘McQueen’s Parisian Love Story’, Independent, October 7, 2002
  • Interview with John Maybury, September 15, 2014 / Andrew Willson, Alexander McQueen: Blood Beneath the Skin, (Scribner, 2016)

Photo: © Condé Nast Alexander McQueen Spring 2003 Ready-To-Wear show

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002