Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE News

ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002

ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002 Posted on 27.04.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002

Практичная, мрачная, романтичная, продуманная до мелочей и идеально исполненная, осенне-зимняя коллекция 2002 года обернулась по-настоящему грандиозным триумфом. «Британский дизайнер Александр Маккуин утвердил себя в статусе новой звезды Парижской недели моды, продемонстрировав коллекцию, в которой волшебство и восхитительное исполнение соединились с новым подходом к женской моде», — написала британская журналистка и модный критик Хилари Александр в обзоре коллекции для Daily Telegraph. Настроение коллекции как нельзя лучше нашло выражение в ее названии, одновременно отсылающем к детской игре, фантазии и чудесному перевоплощению. Согласно определению, приведенному в Оксфордском словаре, Supercalifragilisticexpialidocious — нечто невероятное по своей природе, потрясающее, фантастическое. Конечно, в случае с Маккуином речь шла о темной природе, жестоких играх, совсем не детских фантазиях, но определенно фантастическом успехе и прибыли.

Показ коллекции состоялся 9 марта 2002 года в Консьержери — бывшем королевском замке, расположенном в 1-м его округе Парижа, в западной части острова Сите недалеко от собора Парижской Богоматери. Построенный в XIII веке и изначально служивший королевской резиденцией, замок был задуман как часть архитектурного комплекса Дворца правосудия, в котором и до сих пор располагаются муниципальные службы, суд и прокуратура. Во времена Французской революции замок был превращен в тюрьму для сотен осужденных в контрреволюционных заговорах. Именно под сводами Консьержери провела свои последние дни перед казнью на гильотине в 1793 году королева Франции и супруга короля Франции Людовика XVI Мария-Антуанетта. История Французской революции и мода этого периода были знакомы Маккуину по иллюстрированному изданию Чарльза Канстлера (1887–1977), в том числе посвященному моде при дворе легендарной французской королевы. Впечатляющая средневековая готическая архитектура, мрачная атмосфера и драматичная история замка стали идеальными декорациями для коллекции, позднее названной «одной из самых готичных» в карьере Маккуина.

ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002 ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002

Готическая архитектура и придворная мода времен Марии-Антуанетты были не единственными источниками вдохновения для коллекции, ознаменовавшей возвращение к прежнему подходу, когда Маккуин соединял сразу несколько направлений и влияний. Вдохновением для отдельных образов коллекции и декораций показа также послужили работы американского кинорежиссера Тима Бёртона, известного своими эксцентричными киноадаптациями. По просьбе Маккуина специально для показа Бёртон создал освещение внутри одного из залов Консьержери и разработал дизайн пригласительных в виде забрызганной чернилами тетради, иллюстрированной загадочными угловатыми фигурами. Вернувшегося к театральности Маккуина привлекали мрачные фантазийные миры, населенные сказочными персонажами и фантастическими героями, скрывающимися за костюмами, плащами и масками. «Маски символизируют тайну, но я сразу вспоминаю, что маска на Хэллоуин всегда служила для меня своеобразным пропуском, способом выразить себя. Есть что-то странное в том, что скрываясь за маской, ты одновременно обретаешь большую свободу», — объяснил свое увлечение театральностью Бёртон в интервью американскому кинокритику Марку Солсбери. Один из финальных образов коллекции объединил в себе сразу все романтизированные атрибуты анонимного фантастического героя: треугольная шляпа, маска с прорезями для глаз и развевающийся плащ.

ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002

Сказочная атмосфера воплотилась в первом образе коллекции — показ открыла британская модель Лаура Морган, одетая в кожаный плащ лилового цвета с огромным капюшоном. Вышедшая на подиум в сопровождении двух ручных волков, модель представляла альтернативную версию истории о маленькой девочке, обманутой волком, в которой большая девочка держала волка на коротком поводке. Несмотря на сказочные и кинематографичные отсылки, коллекцию также отличал очевидно присутствовавший в ней зловещий подтекст. Настроение отчасти напоминало настроение осенне-зимней коллекции 2001 года What a Merry Go Round («Карусель»), когда вырванные из контекста детской игры персонажи были перенесены в мир взрослых, наполненный различного рода фрустрациями и подавленными желаниями. «Вечерние платья из шифона были настолько женственны, что им мог бы позавидовать сам Валентино, однако надетые поверх кожаные ремни сообщали легкое ощущение опасности, напоминавшее о том, что именно делает работы Маккуина настолько запоминающимися», — обратила внимание на присутствовавшие в коллекции контрасты британская журналистка Джесс Картнер-Морли в своем обзоре для The Guardian.

ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002 ALEXANDER McQUEEN: SUPERCALIFRAGILISTICEXPIALIDOCIOUS AW 2002

Состоящая из шестидесяти образов коллекция была с нескрываемым восторгом принята модными критиками и представителями индустрии. «Захватывающая дух коллекция, подтверждающая мастерство и любовь Маккуина к тому, что он делает», — заключила Хилари Александр. По предварительной оценке журналистки, после предпоказа коллекции в Милане байеры разместили заказы на общую сумму превышающую один миллион фунтов. «Потрясающее шоу, безупречный крой», — не скрывал восторга Берт Тански, президент и главный исполнительный директор сети Neiman Marcus, в состав которой входил универмаг Bergdorf Goodman в центре Нью-Йорка. Похожие эмоции испытала и вице-президент сети Джоан Кенер: «Маккуин на своем месте, он в зените. Сегодня нам посчастливилось увидеть его гений». По словам Хилари Александр, феноменальному и оправданному успеху второй коллекции Маккуина под началом Gucci Group способствовали многолетний опыт создания кутюрных коллекций, полученный в Givenchy, и новоприобретенное желание создавать носибельные вещи. «Самое красивое шоу этого сезона», — призналась главный редактор итальянского Vogue Франка Соццани. Эмоций не скрывал и сам Маккуин, пребывавший в состоянии эйфории от пережитого. «Я наслаждался каждой минутой. Я столько шел к этому, я чувствую, что наконец-то нашел свое сердце», — поделился Маккуин переполняющими его эмоциями на бэкстейдже сразу после показа.

Использованные в статье интервью:

  • Cartner-Morley Jess, ‘Paris Style: Age of Elegance,’ The Guardian, March 15, 2002
  • Alexander Hilary, ‘Paris: King McQueen Stands and Delivers,’ Daily Telegraph, March 11, 2002

Photo: © Condé Nast Alexander McQueen Fall 2002 Ready-To-Wear show

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: THE DANCE OF THE TWISTED BULL SS 2002