Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE News

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001 Posted on 06.04.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001

Есть множество способов рассматривать и анализировать коллекцию или показ, чтобы лучше понять видение дизайнера, оценить вклад и достижения. Один из самых интересных — всматриваться в детали и через отдельные детали понимать общий масштаб. Весенняя коллекция 2001 года под названием Voss («Восс») навсегда останется не только одной из самых масштабных и амбициозных в карьере Александра Маккуина, но и одной из самых масштабных и амбициозных  в истории моды. Как все предыдущие и последующие коллекции Маккуина, коллекция Voss соединила в себе сразу несколько тем, направлений и влияний. Совершенно разные, несопоставимые и, на первый взгляд, несоизмеримые между собой они уникальным образом соединились в этой по-настоящему особенной коллекции. Оценить масштаб и красоту коллекции лучше всего получится через разные, но одинаково важные детали. Специально для этого они собраны вместе в короткие статьи в алфавитном порядке. Статьи можно читать в любой последовательности — все они так или иначе связаны между собой ключевыми словами и темами.

A — AUDIENCE

В интервью Маккуин неоднократно повторял, что одна из основных целей при создании шоу — вызвать у зрителей сильную эмоциональную реакцию. Зрителей, собравшихся 26 сентября 2000 года в ставшем уже привычным пространстве промышленного склада на Гэтлифф Роуд, ожидало непростое испытание. Внутри склада был выстроен огромный стеклянный куб, отделяющий моделей от зрителей с помощью особого двухстороннего стекла. Одна из поверхностей стекла была зеркальной, что давало возможность одной из сторон наблюдать происходящее за стеклом, в то время как другая сторона могла видеть только собственное отражение. Если во время шоу модели не могли видеть зрителей и были полностью изолированы внутри куба под взглядами собравшихся, то до начала шоу зеркальная поверхность была повернута на зрителей. Ожидая начала шоу, приглашенные гости показа были вынуждены провести целый час смотря на собственные зеркальные отражения под монотонный саундтрек, имитирующий дыхание. «Идея заключалась в том, чтобы заставить людей посмотреть на самих себя. Мне захотелось повернуть изображение и заставить их задуматься, насколько им нравится то, что они видят», — объяснил идею Маккуин в интервью Women’s Wear Daily сразу после шоу.

B — BLOOD

Британская модель Эрин О’Коннор вспоминала, что за момент до того, как она вышла на подиум в белом платье из раковин бритвенных моллюсков, Маккуин попросил ее изобразить сцену, в которой она бы срывала с себя платье. Войдя в роль и растворившись в моменте, Эрин не почувствовала, как порезала ладони об острые края раковин. В интервью Кэролайн Эванс модель поделилась воспоминаниями об этом эпизоде: «Я заметила, что разодрала руки в кровь только когда вернулась с подиума на бекстейдж. Сначала Александр был в ужасе и, в привычной для себя манере, принялся извиняться, но внезапно он увидел в этом часть образа. Поскольку наши головы были перебинтованы, он взял мои руки и вытер их ладонями о бинт. Это был потрясающий момент. В этот момент я увидела его настоящего». 

C — CUIRASS

Присутствовавший во всех коллекциях Маккуина в качестве одного из центральных элементов, корсет на этот раз был выполнен из стекла. Тонкий прозрачный красный панцирь с цветочным узором стал одним из самых запоминающихся образов этой насыщенной коллекции. Создание корсета, ставшего триумфом ручной работы и командного усилия, Маккуин целиком поручил мастерской Columbia Glassworks из восточного Лондона. Вдвоем дизайнер Ник Блэкмор и стеклодел Эдвард Невилл доработали эскизы, предложенные Маккуином, и дополнительно разработали дизайн аксессуаров из стекла. Корсет собирался по отдельным частям из особо тонкого стекла, созданного по индивидуальному заказу стеклодувами из мастерской находящейся в Германии. В процессе работы первые две версии корсета не удались: первый треснул при обжиге в печи, второй раскололся при последующей пескоструйной обработке. Третья попытка увенчалась успехом и после трехдневного нахождения в печи при температуре в 800 градусов, корсет был обработан песком и подготовлен к транспортировке. В телефонном интервью Кэролайн Эванс модель Лора Морган вспоминала напутствие Маккуина перед выходом на подиум: «Если ты поскользнешься, тебе конец!». 

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Victoria and Albert Museum, London
The Cuirass, Columbia Glassworks for Alexander McQueen SS 2001
ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Victoria and Albert Museum, London
The Cuirass, Columbia Glassworks for Alexander McQueen SS 2001

D — DISEASE

Идея знаменитой работы Sanitarium (1983), которую Маккуин воспроизвел в финале шоу,  пришла в голову американского фотографа Джоэла-Питера Уиткена после того, как он прочел статью о сибирской язве и передаче болезни между людьми и животными. Скорее всего, Маккуин впервые увидел черно-белый снимок на страницах каталога работ Уиткена, который попал ему в руки в процессе работы над коллекцией Dante в 1996 году.

E — EXPRESSION

На вопрос Кэролайн Эванс о том, что отличало работу на шоу Маккуина от работы на шоу других дизайнеров, модель Эрин О’Коннор ответила следующим образом: «Все модели, работавшие с Маккуином, единодушны в том, что он давал полную свободу самовыражения».    

F — FEAR

Для финала шоу, который представлял собой ожившую интерпретацию работы Sanitarium (1983) американского фотографа Джоэла-Питера Уиткена, Маккуин пригласил британскую писательницу и журналистку Мишель Олли. Специально для шоу Олли перевоплотилась в модель с черно-белого снимка Уиткена, дышащую через маску, соединенную длинными прозрачными трубками с обезьяной. Решение участвовать в модном показе, оценивать который предстояло по жестким стандартам индустрии, далось ей крайне непросто. Писательница задокументировала свой опыт на страницах личного дневника. «Я — ожившее зеркало Маккуина, самый большой страх глянцевой индустрии, смотрящий прямо в глаза», — написала она на следующий после шоу день. Позднее Олли поделилась своими мыслями об идее Маккуина: «Я хочу чтобы люди знали, что то, через что я только что прошла, далось мне нелегко, и я сделала это ради искусства. Да, искусства. Я верю, что многое оправдано ради сильного образа, передающего важную идею. И я верю, что идея о том, что мы живем заложниками “цивилизованных”, социально одобренных представлений крайне важна. Все это заставляет женщин невыносимо страдать. Страх старости, страх полноты. Страх неправильно одеться. Страх нашей животной природы, заложенной в нашей ДНК… Как бы мы ни старались, мы не в силах достигнуть идеала, и неважно сколько времени мы проводим в спортзалах, салонах и магазинах». 

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© The Widows of Culloden Tumblr
Michelle Olley recreating Sanitarium (1983) for Alexander McQueen SS 2001

G — GLASS

Специально для шоу внутри промышленного склада на Гэтлифф Роуд был выстроен огромный стеклянный куб, отделяющий моделей от зрителей с помощью особого двухстороннего стекла. Стекло в качестве барьера между моделями и зрителями уже появлялось в шоу The Overlook 1999 года, прошедшем несколькими сезонами ранее в этом же пространстве. Тогда Маккуин заполнил прозрачный стеклянный аквариум льдом и искусственным снегом, создав манящее утопическое измерение с романтичным зимним пейзажем. На этот раз замкнутый куб с белыми стенами, ярким освещением и зеркальными поверхностями напоминал отделение психиатрической клиники. Населенное дезориентированными моделями с перебинтованными головами, внутреннее пространство куба уже не было столь привлекательным для сидевших по периметру гостей показа. Формально исключенные из происходившего, зрители без собственного ведома все же стали частью амбициозного замысла Маккуина. Вынужденные до начала шоу в течение часа в неведении находится напротив собственных зеркальных отражений, они оказались объектом изощренного эксперимента, представленного в формате модного показа. Немаловажная деталь — второй стеклянный куб, находящийся внутри первого, и остававшийся затемненным до финала шоу. Упавшие и разбившиеся на мелкие осколки стеклянные перегородки представили картину, которую многие из присутствовавших не ожидали увидеть в контексте привычных стандартов красоты. 

H — HEAD

Вдохновением для создания образа с перебинтованной головой послужила фотография Элизабет Арден (1881-1966), сделанная французским фотографом и художником Адольфом де Мейером (1868-1946) в 1935 году. Фотография была обнаружена Маккуином на страницах альбома «Новая история фотографии» под редакцией Мишеля Фризо, впервые изданном в 1994 году.

J — JAPAN 

Увлечение традиционной культурой Японии отразилось в одном из самых изысканных образов коллекции — шелковом трапециевидном платье, продемонстрированном британской моделью Карен Элсон. Для создания платья была использована оригинальная японская шелковая ширма, обнаруженная Маккуином на блошином рынке в Париже. Из деликатных шелковых панелей ширмы, украшенных цветочной вышивкой, была сделана верхняя часть платья, напоминающая кейп. Нижняя часть представляла собой шелковую подкладку расшитую вручную блестящими черными раковинами устриц. Образ завершало металлическое украшение из остроконечных ветвей и гроздей черного жемчуга, созданное ювелирным дизайнером Шоном Лином в единственном экземпляре специально для шоу. 

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Ann Ray and Barrett Barrera Projects
Backstage at Alexander McQueen Voss SS 2001

K — KUNSTKAMMER

Использование органических материалов и чучел животных для создания отдельных образов отсылает к идее кунсткамеры, популяризированной в XVII веке немецким путешественником и натуралистом Адамом Олеарием (1599-1671). Немецкий натуралист обладал самой большой в Европе коллекцией раковин причудливых форм и прочих природных диковин,  с иллюстрациями которых Маккуин был хорошо знаком.

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Ann Ray and Barrett Barrera Projects
Backstage at Alexander McQueen Voss SS 2001

L — SHAUN LEANE

Британский ювелирный дизайнер Шон Лин, создавший для шоу металлическое украшение в виде переплетающихся остроконечных ветвей с гроздьями черных жемчужин,  вспоминает момент, когда модель Карен Элсон упала на бекстейдже и серьезно порезалась об острые концы. «В этот момент у меня перед глазами пронеслась вся моя карьера», — вспоминает Лин в интервью для Business of Fashion. «Ли стал кричать, чтобы мы немедленно сняли с нее украшение, но она захотела остаться в нем до финала шоу, поэтому он держал ее за руку все оставшееся время. После шоу он сказал, что мы больше никогда не будем делать металлические шипы, но мы, конечно, их делали и до сих пор делаем», — поделился дизайнер.

M — MADNESS

В специальном материале для Observer с бекстейджа шоу Луиз Дэвис написала: «Декорации шоу напоминают декорации жутковатой голливудской фантастики или сцену из “Пролетая над гнездом кукушки ” с Джеком Николсоном». Заточение и безумие стали одними из основных тем этого насыщенного смыслами и открытого для интерпретаций шоу. Как только внутри стеклянного куба с белыми стенами зажегся яркий свет, в центре внимания оказался второй стеклянный куб, находящийся внутри первого. Сложное устройство декораций отражало продуманный до мелочей сценарий, в котором были отведены роли для всех присутствовавших. Модели с перебинтованными головами разыгрывали безумие, периодически прислоняясь к зеркальным стенам в попытке вступить в контакт с внешним миром. Дискомфорт происходящему добавлял тот факт, что заточенные пациентки загадочной психиатрической клиники или экспериментальной лаборатории, зная, что за ними наблюдают, не имели возможности увидеть глаза и лица своих наблюдателей.

N — NATURE

Название коллекции, созвучное с названием поселения Восс в западной части Норвегии, известного своей нетронутой дикой природой, раскрывает ее источник вдохновения. Природа, с ее красотой, жестокостью и безграничным потенциалом, очаровывала и вдохновляла Маккуина на протяжении всей его карьеры. «Все, что я делаю, так или иначе связано с природой», — признался сам Маккуин в одном из интервью. Коллекция Voss стала настоящим гимном растительному и животному мирам: платья из собранных и пришитых вручную раковин моллюсков, мидий и устриц, юбки украшенные страусиными перьями и чучела птиц, украшающие головы и плечи моделей.   

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Ann Ray and Barrett Barrera Projects
Backstage at Alexander McQueen Voss SS 2001

O — MICHELLE OLLEY

В качестве модели для ожившей интерпретации работы Sanitarium (1983) американского фотографа Джоэла-Питера Уиткена, Маккуин пригласил британскую писательницу и журналистку Мишель Олли, с которой они были знакомы в течение многих лет. Специально для шоу Олли перевоплотилась в модель с черно-белого снимка Уиткена, дышащую через маску и окруженную в версии Маккуина порхающими мотыльками. В интервью для SHOWstudio писательница рассказала, что приглашение Маккуина участвовать в шоу полностью обнаженной застало ее врасплох. «Я хочу, чтобы ты знал, что я делаю это ради искусства», — смеется Олли, вспоминая их разговор за несколько месяцев до шоу.

P — GUIDO PALAU

Для того, чтобы воспроизвести образ с фотографии Адольфа де Мейера, британский стилист Гвидо Палау обмотал головы моделей белым муслином. В интервью Нику Найту модель Кейт Мосс вспомнила момент, когда она в шутку отобрала рулон муслина и обмотала его вокруг Палау, чтобы заставить Маккуина улыбнуться. «Ему определенно не нравился вкус собственного лекарства», — вспомнила Мосс лицо стилиста в момент, когда Маккуина разрывало от хохота. 

© Ann Ray and Barrett Barrera Projects
Backstage at Alexander McQueen Voss SS 2001

R — RED

Физическая природа и предельность человеческого тела всегда занимали Маккуина, диктуя цветовые предпочтения и палитру многих коллекций. Как и прежде, красный стал если не основным, то одним из центральных цветов коллекции. Платье интенсивно-красного цвета с лифом из микропрепаратов, используемых при сдаче анализа крови для лабораторного исследования, и юбкой из страусиных перьев, стало ярким цветовым и смысловым акцентом шоу. Перекликаясь с панцирем из красного стекла, этот образ  возвращал к физической реальности, о которой часто свойственно вспоминать в контексте болезни и медицинского обследования. «Под каждым слоем кожи есть кровь», — сказал Маккуин в интервью The Observer Magazine, невольно перефразировав американо-британского поэта и драматурга Т.С. Элиота, упоминавшего кость под кожей в стихотворении «Шепот бессмертия» (1915-1918).

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Sølve Sundsbø
Red and black ostrich feathers and glass medical slides painted red, Alexander McQueen SS 2001

S — SHELLS

Продолжавшееся всю жизнь увлечение и восхищение Маккуина водной стихией, нашло неожиданное выражение в новой коллекции и привело к невероятным достижениям дизайна. Специально для коллекции команда Маккуина коллективными усилиями создала корсеты и платья из раковин моллюсков, мидий и устриц. Все раковины были собраны самим Маккуином во время долгих прогулок по пляжам Норфолка и многочисленных поездок на Биллингсгейт — крупнейший рыбный рынок Лондона. Пришитые вручную сотни хрупких раковин образовывали сплошные слои, напоминавшие панцири и чешую, что делало моделей похожими на гибридов, выведенных в уникальных лабораторных условиях. Маленькие морские коконы, скрывающие в себе незаметные на первый взгляд формы жизни, тематически перекликались с мотыльками, освобожденными из стеклянного куба в финале шоу. Стадия кокона и последующая за ней трансформация как основная движущая сила природы стали еще одной важной темой коллекции и шоу.

ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Victoria and Albert Museum, London
Hand-stitched shells on the ‘Mussel’ bodice, Alexander McQueen SS 2001
ALEXANDER McQUEEN: VOSS SS 2001
© Victoria and Albert Museum, London
Hand-stitched shells on the ‘Mussel’ bodice, Alexander McQueen SS 2001

T — TRANSFORMATION

В представлении Маккуина, мода обладала трансформирующей силой — трансформация не раз становилась объектом внимания дизайнера в коллекциях разных лет. Переход из одного состояния в другое, из одной формы в другую был подсказан природой, к которой Маккуин умел прислушиваться как никто другой. Достаточно вспомнить моделей-антилоп в осенне-зимней коллекции It’s a Jungle Out There 1997 года или моделей-птиц в весенней коллекции No.13 1999 года. В полной мере тема была исследована и раскрыта в последней прижизненной коллекции Plato’s Atlantis 2010 года, в которой идеальной пропорции соединились история и инновации. Коллекция Voss стала важным этапом в этой большой теме, с которой Маккуин не переставал работать на протяжении всей жизни. Модели со свисающими из-под бинта прядями волос, одетые в платья и корсеты из органических материалов вроде раковин и перьев, транслировали переходные состояния, наблюдаемые в растительном и животном мирах. Модель Эрин О’Коннор, срывающая с себя раковины бритвенных моллюсков в попытке освободиться от оставшихся слоев, воплотила основное настроение этой весенней коллекции.

V — VENUS

Поза, в которой запечатлена модель на черно-белом снимке Джоэла-Питера Уиткена и которую воспроизвела Мишель Олли в финале шоу Маккуина, отсылает к изображению лежащей Венеры, знакомому по бесконечному числу классических полотен. В отличие от привычного безмятежного и приятного глазу изображения на полотнах мастеров жанра, Венера Уиткена и Маккуина транслирует другую энергию. Застывшее тело модели подавляет своей силой и очевидным образом намекает на то, что ее лучше не тревожить без причины. Демоническая маска с двумя крыльями, полностью скрывающая лицо от глаз зрителя, добавляет загадочности и без того тревожно-зловещему образу.

W — JOEL-PETER WITKIN

В 1996 году работа Portrait of Joel, New Mexico (1984) американского фотографа Джоэла-Питера Уиткена вдохновила Маккуина на создание черных масок с распятиями для осенне-зимней коллекции Dante. Спустя почти пять лет Маккуин вернулся к постановочным черно-белыми снимкам Уиткена, выполненным в узнаваемой барочно-сюрреалистической манере. На этот раз его внимание привлекла работа Sanitarium (1983), изображающая обнаженную модель, дышащую через маску, соединенную длинными прозрачными трубками с обезьяной. Так же как и Уиткена, Маккуина интересовал переход одной формы жизни в другую, и вдохновляла связь между телом человека и телом животного. Решив представить в реальном времени собственную интерпретацию фотоработы, Маккуин убрал обезьяну и добавил другую деликатную, но многозначительную деталь. Когда в финале шоу упали стеклянные стены внутреннего куба, представив публике Мишель Олли в маске с двумя крыльями и кислородными трубками, ее окружали десятки живых мотыльков. Добавив жизни статичному образу, мотыльки также напомнили о весенней коллекции Bellmer La Poupée 1997 года, в которой Маккуин продемонстрировал геометричный конус вместо топа, внутри которого порхали живые бабочки.

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000