Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE News

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000 Posted on 30.03.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show

Темой новой осенне-зимней коллекции 2000 года стало возвращение к истокам в буквальном и переносном смыслах. Вдохновленная религией, культурой и традициями древнего африканского народа йоруба, коллекция Eshu («Эшу») стала данью земле, давшей начало жизни и истории. Показанная в павильоне киностудии Гейнсборо в Хокстоне, коллекция также ознаменовала возвращение Александра Маккуина в Лондон после короткой поездки в Нью-Йорк в попытке привлечь новую аудиторию.

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alek Wek at Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show

Согласно представлениям народа йоруба, Эшу — дух, в котором соединились противоположные начала, и проводник, открывающий дороги и обеспечивающий связь между видимым и невидимым мирами. Если верить одной из легенд, Эшу любил гулять вдоль дороги в шляпе, одна сторона которой была черной, а другая — красной. Жители деревень, расположенных вдоль дороги, могли видеть только одну сторону и не могли договориться между собой, какого цвета была шляпа. Находясь на границе хаоса и порядка, Эшу никогда не олицетворял баланс, но балансировал между двумя состояниями и двумя мирами. Тема границ или, вернее сказать, их пересечения стала еще одной важной темой коллекции.

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show
© Condé Nast
Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show
ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show

Шоу состоялось 15 февраля 2000 года в пустующем павильоне киностудии Гейнсборо в Хокстоне на севере Лондона. Специально для шоу пол павильона усыпали осколками шифера, имитирующем нетронутую природную поверхность и создающем эффект сухой земли. Открыла шоу модель в полностью закрывающей лицо маске, вдохновленной изображениями Эшу и украшенной гривой из конских волос и деревянными бусинами. После недолгого перерыва Маккуин вновь стал экспериментировать с новыми силуэтами и материалами. Массивные плечи и закрытая, практически отсутствующая, шея добавили новизны уже знакомым образам. Одним из центральных мотивов коллекции стали цветки роз, которые Маккуин будет неоднократно использовать в последующих коллекциях. Выполненные из войлока и кожи, каскады роз образовывали пышные воротники и рукава, отсылая к классическому эдвардианскому силуэту. Эксперимент с пропорциями также нашел воплощение в двух образах с гигантскими розами, смещающими акцент с талии и добавляющими асимметрии привычным силуэтам.

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show
ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alek Wek at Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show

Один из самых ярких образов коллекции — платье, представляющее собой корсет, украшенный желтым стеклянным бисером и плавно переходящий в юбку из конского волоса. Контраст искусственных и природных материалов, жестких и мягких текстур, окрашенных и натуральных поверхностей придавал образам коллекции дополнительные глубину и потенциал. Пограничное состояние и переход из одной формы в другую Маккуину удалось запечатлеть в образе с удлиненным пальто, выполненном из сплетенных в узлы волос. Пальто практически полностью скрывало модель, делая ее невидимой на фоне массивных узлов, и мгновенно трансформировало ее в гибрид человека и животного. При ближайшем рассмотрении можно также заметить, что темные волосы перемешаны с седыми, что в некотором смысле превращает образ в аморфную медитацию на тему времени и его следов.

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show

Выбранная Маккуином тема коллекции разделила аудиторию как никогда прежде: одни были в восторге от представленных силуэтов и материалов, другие были шокированы вольным обращением с традиционной культурой африканских народов. «Идеально скроенное пальто из кремовой шерсти с акцентированными плечами и вырезом; кожаное платье с перфорацией, сквозь которую проходил свет», — восторженно описывала любимые образы Мими Спенсер в обзоре от 16 февраля для Evening Standard. Другие критики, подобно Джоанне Питман из The Times или Бренде Полан из Daily Mail, в очередной раз усмотрели в коллекции скрытые мизогинистские настроения. Объектом жесткой критики и продолжающихся после шоу споров стали украшения, созданные ювелирным дизайнером Шоном Лином. Имитирующие традиционные украшения народа йоруба, аксессуары Лина в виде острых металлических дуг, переосмысляли привычные пропорции лица, существующие в западной культуре. Развернувшаяся дискуссия о границах дозволенного также затронула вопрос об этичности использования природных материалов, в избытке присутствовавших в коллекции.

ALEXANDER McQUEEN: ESHU AW 2000
© Condé Nast
Alexander McQueen AW 2000 Ready-To-Wear show

Оставляя в стороне тот факт, что коллекция до сих пор остается деликатно обделена вниманием, нужно подчеркнуть, что Маккуину удалось создать выдающуюся в концептуальном и эстетическом планах коллекцию. Обращение к культуре йоруба стали поводом переосмыслить существующие в западной культуре и модной индустрии представления о красивом и безобразном, а также обратиться к колониальному прошлому и его наследию. Дискуссия, развернувшаяся в прессе и вышедшая далеко за пределы модной индустрии, подтвердила, что есть границы, пересечь которые никто не готов, и что мало кто готов признать, что у шляпы в реальности есть две стороны.

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: EYE SS 2000