Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE Fashiontalk News

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999 Posted on 16.03.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Condé Nast
Hannelore Knuts wearing a quartz bodice at Alexander McQueen AW 1999 Ready-To-Wear show

Идея осенне-зимней коллекции 1999 года пришла к Александру Маккуину после просмотра экранизации романа Стивена Кинга The Shining («Сияние»), снятой в 1980 году Стэнли Кубриком (1928–1999). Как и одноименный отель из триллера Кубрика, шоу The Overlook при первом просмотре обманчиво привлекает романтичной простотой и гладкостью, но обнаруживает зловещий подтекст при внимательном вглядывании в детали. В очередной раз Маккуин продемонстрировал неподражаемое умение создать баланс светлых и темных начал в поражающем воображение зрелище.

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Condé Nast
Erin O’Connor wearing a soft pink jumpsuit at Alexander McQueen AW 1999 Ready-To-Wear show

Тревожный настрой задавало приглашение на шоу, представлявшее собой вырванную из дневника страницу с параноидальным лейтмотивом триллера: All work and no play makes Jack a dull boy («Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья»). Короткая бессмысленная фраза, повторенная до бесконечности на белом листе бумаги, отсылала к сцене из фильма, в которой героиня Шелли Дюваль обнаруживает подтверждение того, что героем Джека Николсона овладело безумие. Гостей просили одеться теплее и прибыть 23 февраля 1999 года на ставшее привычным для Маккуина место — заброшенный промышленный склад на Гэтлифф Роуд, ранее использовавшийся в качестве автобусного депо.

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Condé Nast
Jessica Miller wearing a soft pink fur coat at Alexander McQueen AW 1999 Ready-To-Wear show

По сюжету триллера, писатель Джек Торранс в исполнении Джека Николсона устраивается смотрителем на зимний период в пустующий отель, отрезанный от мира снежными завалами. Маккуин воспроизвел замкнутое утопическое пространство, выстроив посреди склада огромный стеклянный куб, заполненный льдом и искусственным снегом. Модели, позирующие на фоне романтичного зимнего пейзажа, оказались отделены от внешнего мира непроницаемой прозрачной стеной. Стеклянный аквариум одновременно защищал искусственно созданную и поддерживаемую фантазийную среду от реальности и демонстративно выставлял ее напоказ, подчеркивая очевидную театральность любого модного показа. Сидящие по периметру куба гости получили возможность заглянуть во внутреннее пространство, из которого они были однозначно исключены.

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Condé Nast
Erin O’Connor inside the cube at Alexander McQueen AW 1999 Ready-To-Wear show

Внутри куба модели демонстрировали привычные силуэты в непривычно роскошном исполнении — из натуральных меха и кожи, шерсти и кружева. Вязаные и меховые вещи стали основой коллекции, в которой Маккуин предложил новую интерпретацию повседневной роскоши. Цветовая палитра образов менялась от темных к светлым по мере приближения финала. В начале шоу модели выходили в полностью черных образах, затем в пастельно-розовых и пепельно-серых, которые постепенно переходили в интенсивно-белый, сливающийся с искусственным снегом. Завершали зимнюю композицию белые полосы на лицах моделей, похожие на маски в виде тонкого слоя льда.

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Kees van der Graaf
Laura Morgan in Shaun Leane’s studio, behind the scenes of creating a quartz bodice and a coiled corset
ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Kees van der Graaf
Laura Morgan in Shaun Leane’s studio, behind the scenes of creating a quartz bodice and a coiled corset

Одними из самых ярких и запоминающихся образов коллекции стали металлические корсеты, сделанные специально для шоу ювелирным дизайнером Шоном Лином, с которым Маккуин сотрудничал на протяжении многих лет. Выполненные по слепкам, сделанным дизайнером Кеесом Ван дер Граафом с модели Лоры Морган, корсеты напоминали идеально прилегающие и повторяющие рельефы тела латы. Один из корсетов, собранный вручную из 97 алюминиевых колец, представлял собой модифицированную версию традиционных шейных украшений народов Южной Африки. Похожее шейное украшение из металлических колец Лин уже создавал для осенне-зимней коллекции 1997 года It’s a Jungle Out There, вдохновленной дикой природой саванны.  Для того чтобы надеть и снять корсет модели требовалось полчаса и помощь двух ассистентов. Как и многие украшения созданные Лином для коллекций Маккуина, металлический корсет сковывал движения и не позволял модели передвигаться свободно.      

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Condé Nast
Laura Morgan wearing a coiled corset at Alexander McQueen AW 1999 Ready-To-Wear show
© Victoria and Albert Museum, London
ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Victoria and Albert Museum, London
‘Coiled’ corset, Aluminum, Shaun Leane for Alexander McQueen
ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Victoria and Albert Museum, London
‘Coiled’ corset, Aluminum, Shaun Leane for Alexander McQueen

Другой привлекающий внимание образ — корсаж, расшитый вручную кварцевым камнем, созданный Кеесом Ван дер Граафом по наброску Маккуина. Слияние природного и телесного рельефов было доведено до совершенства, но далось дизайнеру нелегко — как и прежде, никто до конца не был уверен в финальном результате. «Ли хорошо удавалось убеждать окружающих, ему удавалось подсказать, подтолкнуть, побудить на что-то. Окружающие решались на какие-то вещи просто из-за его присутствия. Создавались невероятные вещи. Нас стимулировало присутствие настолько харизматичного человека», — вспоминал Кеес Ван дер Грааф совместный рабочий процесс. Мерцающий кварц напоминал миниатюрные ледяные глыбы и отсылал к финальной сцене фильма, в которой обезумевший герой Джека Николсона замерзает в снегу центре квадратного сада-лабиринта.

ALEXANDER McQUEEN: THE OVERLOOK AW 1999
© Condé Nast
Erin O’Connor in the blizzard finale of Alexander McQueen AW 1999 Ready-To-Wear show

Продолжая экспериментировать с устоявшимся форматом, Маккуин неожиданным образом разрывает линейный континуум привычного модного показа. Следуя логике сцены с Золотым залом в фильме Кубрика, Маккуин создал эффект отсутствия временных границ. Время в буквальном смысле останавливается, когда в середине шоу под звуки Midnight, The Stars and You в исполнении Эла Боулли на льду в центре стеклянного куба начинают кружится фигуристки, одетые в белоснежные платья. Кинематографичная сцена мгновенно преображает пространство и переносит в мир старого Голливуда с его традиционными ценностями и простыми сюжетами. На минуту что-то заставляет отключить критическое мышление, забыть о модном показе и поверить, что мрачных деталей и отсылок никогда не было ни в этой, ни в какой-либо другой коллекции. Тональность меняется когда фигуристки исчезают, внутри стеклянного куба гаснет свет, и начинается метель из искусственного снега. В финале шоу навстречу метели с распростертыми руками в белом кружевном платье выходит модель Эрин О’Коннор, побуждая отпустить все и растворится в снежном хаосе.   

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: No.13 SS 1999