Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE Fashiontalk News

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998 Posted on 24.02.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Condé Nast Honor Fraser wearing a red sequined dress at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

Свое следующее шоу Joan («Жанна») Александр Маккуин посвятил Жанне д’Арк или Орлеанской деве — национальной героине Франции, сожженной на костре в XV веке и причисленной католической церковью к лику святых. Интерес к природным элементам уже заставлял Маккуина отправлять моделей на подиум из воды и намокать под проливным дождем. Исследовав потенциал и возможности водной стихии, на этот раз Маккуин решил сконцентрироваться на огне с его очищающей и трансформирующей силой.

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Condé Nast A red lace dress covering a model’s face wearing a red sequined dress at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

На создание коллекции Маккуина вдохновили две исторические героини — Жанна д’Арк (1412–1431) и Агнесса Сорель (1422–1450), изображенная на полотне французского живописца Жана Фуке (1420–1481). Обе женщины по-разному посвятили свои жизни королю Франции Карлу VII (1403–1461) — Жанна д’Арк возглавила французские войска от имени короля в Столетней войне, а Агнесса Сорель стала ближайшим советником короля в дипломатических вопросах и матерью его дочерей вне брака. Обе, напрямую или косвенно, внесли решающий вклад в окончание Столетней войны и обе пострадали. Жанна д’Арк была осуждена в ереси и сожжена на костре, а Агнесса Сорель была отравлена в результате придворного заговора. Долгое время Жанна д’Арк считалась еретиком, а Агнесса Сорель была известна только своей расточительностью и вкладом в придворную моду. В историю Карл VII вошел как король Победитель, чье правление ознаменовалось триумфом французских войск и французской дипломатии.

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Condé Nast Maggie Rizer wearing a top made from python skin at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show
ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Condé Nast Honor Fraser wearing another top made from python skin at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

Шоу состоялось 25 февраля 1998 года там же, где и предыдущее, — в пространстве заброшенного промышленного склада на Gatliff Road, ранее использовавшемся в качестве автобусного депо. Вдохновение для декораций Маккуин нашел в фотосессии легендарного американского фотографа Ричарда Аведона (1923–2004) In Memory of the Late Mr and Mrs Comfort, напечатанной на страницах ноябрьского выпуска The New Yorker в 1995 году. Визуально и эмоционально насыщенная работа объединила близкие для Маккуина темы: союз красоты и смерти, игра со смертью, очарование мрачным и безобразным. На одном из снимков модель Надя Ауэрман, одетая в красное платье от Maison Martin Margiela с лицом скрытым под тюлевой красной маской, позирует в кольце из огня. Снимок подсказал Маккуину идею для финала шоу, в котором он не побоялся задействовать настоящий огонь. 

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Condé Nast Tartan top and cape at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

Темы борьбы, жертвенности и мученичества, продиктованные образом Жанны д’Арк, нашли отражение в выборе цветов и материалов для создания коллекции. Основным цветом коллекции стал красный, который Маккуин вновь использовал в сочетании с черным — своем любимом цветовом сочетании. Кожа питона, лакированная кожа, плетение из бисера и пайетки придавали поверхностям блестящий влажный эффект. Кейпы, брюки и платья из красно-черного тартана напоминали о коллекции Highland Rape 1995 года, пронизанной похожим настроением и также вдохновленной историческими событиями. Одним из самых неожиданных и драматичных референсов коллекции стала история семьи Романовых — черно-белые снимки царских детей были напечатаны поверх сверкающих пайеток.    

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Victoria and Albert Museum, London
Cotton and sequins with digital photo print, Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear / © Condé Nast
A model wearing the top with digital print at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

Специально для шоу на этот раз ювелирный дизайнер Шон Лин создал металлический головной убор, отдаленно напоминающий шлем, из переплетенных ветвей с листьями, розами и стеклянными бусинами.

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Victoria and Albert Museum, London
Joan headdress made by Shaun Leane for Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear / © Condé Nast
A model wearing Joan headdress at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

В создании украшений также приняла участие ювелир Сара Хармарни, которая работала над металлическими масками в виде забрала для предыдущей коллекции. Тема вооружения и доспехов продолжилась в Joan — специально для шоу были созданы платья и капюшоны из металлической сетки, напоминающей кольчугу. Одни из самых эффектных аксессуаров коллекции — металлический шлем и перчатки, одновременно напоминающие латы и элементы костюма робота.

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Condé Nast
A model wearing a gown made from metal mesh at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show / © Condé Nast
A model wearing a metal headdress and sleeves at Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

Макияж моделей был вдохновлен изображением Агнессы Сорель на полотне «Меленский диптих» (1450) Жана Фуке, фрагмент которого был также напечатан на пригласительных. Окруженная ангелами, Агнесса изображена в образе Девы Марии в короне и сером платье с белым меховым покрывалом. Изначально Маккуин хотел в буквальном смысле скопировать образ с полотна и выпустить моделей на подиум с обритыми волосами. Отвечавший за прически моделей Гвидо Палау предложил компромиссный вариант — высокую линию волос и обесцвеченные волосы, заплетенные в мелкие круговые косы. Маккуин, покрасивший волосы в светлый цвет накануне шоу, был доволен решением. Визажист шоу Вэл Гарланд завершила образы обесцвеченными бровями, бледной кожей и красными линзами. «Жанна д’Арк похищенная представителями инопланетной расы», — описала образ сама Гарланд.

ALEXANDER McQUEEN: JOAN AW 1998
© Condé Nast
Dramatic final of Alexander McQueen AW 1998 Ready-To-Wear show

Шоу Маккуина было поставлено на почетное последнее место в расписании Лондонской недели моды. Закрывать неделю моды — знак абсолютного признания и честь, выпадающая дизайнерам, ради которых приезжают на неделю. Самым ярким и запоминающимся моментом этого ожидаемого шоу стал драматичный финал, заставивший пережить катарсис. Модель в красном платье из нитей стекляруса, закрывающем лицо, оказалась в центре огненного круга. С одной стороны, впечатляющий финал — очевидная дань героине, вдохновившей коллекцию. С другой, окруженная огнем, неизвестная модель с закрытом лицом воплотила образ женщины, который Маккуин создавал и оттачивал на протяжении всей жизни — образ очень личный и во многом автобиографичный. Одолеваемая невидимыми для постороннего глаза внутренними демонами, но способная не сгореть и выйти из огня невредимой.

© Condé Nast  Alexander McQueen and Katy England making a bow in the final of the show

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998