Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE Fashiontalk News

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998 Posted on 17.02.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998
© Condé Nast
A model wearing a white denim dress at Alexander McQueen Spring 1998 Ready-To-Wear show

Работая над весенне-летней коллекцией 1998 года, Александр Маккуин решил полностью сконцентрироваться на создании шоу, доведя технические и визуальные аспекты до совершенства. Наполненный водой прозрачный подиум, дождевые потоки в темноте и алюминиевые корсеты — вот то, что предстояло увидеть собравшейся публике. Untitled стало единственным шоу, оставшимся без названия, и первым шоу, которое убедительно продемонстрировало, что то, что делал Маккуин на подиуме лишь отчасти касалось моды.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998
© Condé Nast
Jaime King wearing a white corset dress with a train at Alexander McQueen Spring 1998 Ready-To-Wear show

Шоу состоялось 28 сентября 1997 года в помещении заброшенного промышленного склада на Gatliff Road, ранее использовавшемся в качестве автобусного депо. Впоследствие Маккуин будет неоднократно выбирать это пространство для своих шоу, и именно в нем пройдут самые знаковые из них. Специально для шоу Саймон Костин, как и прежде отвечавший за декорации, выстроил закрытый прозрачный контейнер из оргстекла со встроенной ультрафиолетовой подсветкой. Наполненный водой контейнер в качестве подиума отдаленно напоминал о прошлогоднем шоу La Poupée («Кукла»), где модели передвигались по открытой воде. На этот раз Маккуин получил возможность довести подиумную конструкцию и декорации до технического совершенства.

Шоу Untitled стало первым шоу Маккуина получившим официального спонсора и финансовую поддержку. Компания American Express, выпускавшая осенью 1997 года свою новую кредитную карту, решила покрыть половину суммы необходимой для создания и проведения шоу. Поддержка спонсоров не обошлась без компромиссов и корректировки планов. Маккуину пришлось отказаться от изначальной идеи назвать шоу The Golden Shower, поскольку представители American Express посчитали, что название с очевидной сексуалньой коннотацией негативно скажется на имидже компании. Решение спонсоров привело Маккуина в ярость и чтобы избежать конфликта в итоге было принято решение оставить шоу без названия.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998
© Condé Nast
Gisele Bündchen wearing a white tight skirt made from python skin at Alexander McQueen Spring 1998 Ready-To-Wear show

Специально для шоу по просьбе Маккуина ювелирный дизайнер Шон Лин создал корсет из алюминия, имитирующий строение скелета — позвоночника и ребер. Спина всегда оставалась самой привлекательной частью тела для Маккуина, поэтому корсеты и заниженная линия талии постоянно присутствовали в его коллекциях. Корсеты, как и брюки bumsters, были попыткой подчеркнуть и удлинить торс и, в частности, спину за счет измененных пропорций. Оба дизайнера также разделяли интерес к анатомии человека и гибридности — дизайн для них был возможностью преодолеть ограничения человеческого тела и наделить его новыми свойствами. Следуя этой идее, Маккуин убедил Лина добавить к корсету небольшой отросток, напоминающий хвост животного. Созданный вручную алюминиевый корсет надевался поверх одежды и закреплялся на теле при помощи небольших кожаных ремней.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998
© Victoria and Albert Museum, London
‘Spine’ corset made by Shaun Leane for Alexander McQueen, aluminium and leather / © Condé Nast
A model wearing a ‘Spine’ corset over a black, glittering dress at Alexander McQueen Spring 1998 Ready-To-Wear show

Еще одно алюминиевое украшение, также созданное Лином специально для шоу, представляло собой имитацию фрагмента челюстной кости. По задумке Маккуина, украшение должно было создать эффект того, что снятый слой кожи обнажал под собой металлический скелет. Вдохновение для образа Маккуин искал в анатомических рисунках медика и анатома Андреаса Везалия (1514–1564), работы которого отличались детальной точностью. Оба украшения — корсет и фрагмент челюсти — отсылают к еще одной важной для Маккуина теме. Мотив memento mori всегда видимо или невидимо присутствовал в работах дизайнера в разные годы. Маккуин любил инкорпорировать разные части скелета, кости и черепа в повседневные образы, придавая им драматизма и театральности. Скелеты также часто появлялись на шоу: примером может быть скелет, сидевший в первом ряду на шоу Dante («Данте») 1996 года, или скелеты, прикрепленные к ногам моделей, на шоу What a Merry-Go-Round («Карусель») 2001 года.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998
© Victoria and Albert Museum, London
‘Jaw Bone’ mouthpiece made by Shaun Leane for Alexander McQueen, aluminium and leather / © Condé Nast
A model wearing a ‘Jaw Bone’ mouthpiece at Alexander McQueen Spring 1998 Ready-To-Wear show

В создании украшений для шоу также приняла участие ювелир Сара Хармарни, которая создала серию масок из посеребренного металла, напоминавших скрывающее лицо забрало.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998
© Condé Nast
A model wearing a metal harness made by Sarah Harmarnee for for Alexander McQueen

Одним из центральных элементов коллекции стал корсет, который, наравне с каблуками, на этот раз был показан и как часть мужского гардероба. В начале шоу Маккуин продемонстрировал корсеты выполненные из традиционных материалов, вроде шерсти в полоску и клетку. Далее модели выходили на подиум в корсетах, топах и узких платьях из кожи или украшенных стразами. Один из самых ярких образов шоу — черно-желтый корсет из кожи питона на Кейт Мосс. Вторая часть шоу состояла из образов, выполненных исключительно в белом цвете: модели выходили на подиум в белых прозрачных пальто, приталенных жакетах, коротких платьях и узких юбках из белой кожи.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998

© Condé Nast
A corset and a corset dress made python skin at Alexander McQueen Spring 1998 Ready-To-Wear show

В середине шоу изменилось освещение, вода в контейнере, служившем подиумом, постепенно окрасилась чернилами, и на моделей обрушился дождь золотистого цвета. Намокшая одежда, потекший макияж и движения моделей на подиуме усиливали ощущение того, что Маккуин мыслит и действует за рамками привычного формата подиумной презентации. В действительности шоу Untitled по силе эстетического и эмоционального воздействия органично вписывалась в общий ландшафт событий и направлений в современном искусстве. Всего за десять дней до шоу Маккуина в Королевской Академии художеств на Пикадилли открылась выставка Sensation, на которой были представлены знаковые работы из коллекции Чарльза Саатчи — покровителя представителей направления Молодых британских художников. С многими из художников Маккуин был знаком лично, посещал Галерею Саатчи и неоднократно участвовал в совместных проектах.

ALEXANDER McQUEEN: UNTITLED SS 1998
© Condé Nast
Jodie Kidd wearing a white coat under the rain at Alexander McQueen Spring 1998 Ready-To-Wear show

Шоу Untitled неочевидным образом заставило публику разделиться на два противоположных лагеря. Модные издания и представителей индустрии все больше заинтриговывала необычная для Маккуина практичность и элегантность новых коллекций, понятная потенциальному потребителю. Сам же Маккуин, как и все, кто не ассоциировал себя с миром моды, рассматривал коллекцию лишь как часть основного события — шоу. Интересно, что каждый лагерь раздражало именно то, что восхищало противоположный. «Воскресный показ был в буквальном смысле блестящим и невероятно изысканным», — писали в Women’s Wear Daily на следующий после шоу день. «Конечно, не обошлось без пары театральных моментов, которые так любит Маккуин. Но в целом ему удалось создать потрясающую, абсолютно носибельную коллекцию», — писали в обзоре. Удивительным образом Маккуину все успешнее удавалось балансировать между жесткими требованиями индустрии и собственным видением.

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: IT’S A JUNGLE OUT THERE AW 1997