Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE Fashiontalk News

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997 Posted on 03.02.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Honor Fraser wearing a silk pink brocade dress at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Весенняя коллекция 1997 года, названная Bellmer La Poupée (франц. «Кукла Беллмера») или просто La Poupée, стала одной из самых ярких и запоминающихся в карьере Александра Маккуина. Продемонстрировав в Париже свою первую кутюрную коллекцию для Givenchy, Маккуин захотел сделать собственное шоу не менее эффектным. Превратив подиум в произведение искусства, Маккуин в буквальном смысле устроил шоу на воде — модели передвигались по зеркальной водной поверхности, создавая всплески и оставляя за собой волны.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
A silk white brocade suite at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Вдохновением для новой коллекции послужили работы немецкого скульптора и фотохудожника Ханса Беллмера (1902–1975) из цикла «Куклы». По словам самого Маккуина, интересовавшегося фотографией и современным искусством, Беллмер «препарировал манекены и собирал их заново». Отдельные его работы, например, The Doll («Кукла», 1936) — фотография деформированного женского туловища, отдаленно напоминают портреты американского фотографа Джоэла-Питера Уиткена, чье творчество также оказало значительное влияние на Маккуина. Обоих фотохудожников, причисляемых к сюрреалистическому направлению, отличает мрачная эстетика и неконвенциональный взгляд на то, что считается привлекательным. Все это было близко видению Маккуина, написавшего на своей странице в Твиттере в феврале 2010 года: «Красоту можно обнаружить в самых странных вещах, порой в самых отталкивающих».

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
A model wearing Shaun Leane’s shackle-like body jewellery to imitate one of Bellmer’s doll at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Важную роль в создании образов для шоу сыграл британский ювелирный дизайнер Шон Лин, с которым Маккуин работал над предыдущей коллекцией. Находясь под впечатлением от работ Беллмера, Маккуин захотел показать на подиуме скрытую механическую природу человеческого тела и параллельно переосмыслить привычные пропорции. Следуя этой идее, Лин создал различные варианты металлического каркаса с застегивающимися на плечах, локтях и запястьях браслетами. Подразумевалось, что каркасы деформируют естественное положение тела и, как следствие, изменят движения и походку моделей, сделав их похожими на препарированных кукол Беллмера. Также Лин создал изящные украшения в виде тонких металлических прутьев, напоминавших продолжение человеческого скелета.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Shaun Leane’s head and neck jewellery at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Несмотря на успех коллекции и восторженные отзывы критиков, с металлическими украшениями Лина связан один из самых спорных эпизодов в карьере Маккуина. Вышедшая на подиум в прямоугольном каркасе, напоминавшем клетку с оковами, темнокожая модель Дебра Шоу оказалась в центре внимания прессы. В образе усмотрели очередную провокацию со стороны дизайнера и на этот раз Маккуин был обвинен не только в мизогинии, но и в расизме. «Для меня это всегда вопрос обнаружения пределов, пределов человеческого тела и человеческой природы», — объяснял Маккуин в интервью для французского канала Paris Modes осенью 1996 года. «Как дизайнер я всегда стремлюсь менять пропорции, работать с разными формами. Именно в этом и заключается работа дизайнера — выходить за пределы возможного», — добавил он. Как и прежде, Маккуин не боялся оказываться в центре внимания и отстаивать свое видение.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Debra Shaw wearing Shaun Leane’s shackle-like body jewellery at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Несмотря на критику отдельных решений, многие отметили, что женские образы Маккуина становились все более властными и внушающими страх. «Ее невозможно остановить! Ее руки и плечи двигаются красиво, несмотря ни на что. Она контролирует свое тело. Кто она? Она закована, но она может все», — делилась Рут Хогбен своими впечатлениями от выхода Дебры Шоу сразу после шоу. Модели также отмечали, что образы Маккуина всегда придавали им внутренней уверенности на подиуме.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Dai Rees’s face-and-headpieces at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast
ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Dai Rees’s face-and-headpieces at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Вместе с Шоном Лином, в работе над украшениями для коллекции принял участие британский дизайнер Даи Рис, по просьбе Маккуина создавший экстравагантные головные уборы и обручи. Работавший до этого с керамикой, Даи Рис впервые решил использовать новые для себя материалы — кожу, металл, гусиные перья. Результатом стали закрывающие лицо маски из перьев в различных цветах, а также кожаные браслеты и обручи с остроконечными перьями, фиксирующиеся на голове и шее.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Dai Rees’s face-and-headpieces at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997Шоу состоялось 27 сентября 1996 года в одном из Королевских садоводческих залов  на Грейкоат-стрит в Вестминстере. Модели в прозрачных туфлях на платформе вышагивали по воде, создавая вокруг себя легкие волны и оставляя мерцание на подвижной поверхности. Идея с подиумом-бассейном пришла к Маккуину после того, как он увидел инсталляцию 20:50 (1987) британского скульптора Ричарда Уилсона в галерее Саатчи. Один из залов галереи был наполнен отработанным машинным маслом, которое застыв образовало идеально гладкую поверхность с зеркальным, меняющим восприятие пространства эффектом. После посещения галереи Маккуин был одержим идеей воспроизвести зеркальную поверхность на подиуме. Для этого Саймон Костин, работавший над декорациями для шоу, придумал специальный неглубокий поддон с черной подстилкой для создания иллюзии бездонной поверхности и до краев наполнил его водой.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Honor Fraser wearing silk brocade trousers with zip fasteners at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast
ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Astrid Muñoz wearing a silk brocade suit with spray-canned slashes at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Став самым обсуждаемым событием Лондонской недели моды, шоу заставило гостей, среди которых были и представители группы компаний LVMH, аплодировать стоя. В своем обзоре London Rules Again для The Times Иан Р. Уэбб выделил «изысканные платья с бахромой и пайетками в стиле эпохи джаза, прозрачные платья, расшитые цветами и китайскими драконами». Внимание Уэбба также привлекли как всегда идеально скроенные брючные костюмы, на этот раз выполненные из нежно-розовой и белоснежной парчи. «Однако Маккуин не мог отказать себе в удовольствии и не привнести немного анархии, вшив молнии на колени и распылив поверх парчи ярко-синюю краску», — добавил Уэбб. Также отметив брючные костюмы и прозрачные платья с драконами, Тэмсин Бланчард из Independent написала, что La Poupée можно считать «самой совершенной на сегодняшний день коллекцией Маккуина». «Коллекция не оставляет никаких сомнений в том, что ее автор способен возглавить французский модный дом и вдохнуть в него новую жизнь», — заключила Бланчард, напомнив тем самым, что Маккуин недавно принял на себя обязанности креативного директора  дома Givenchy.

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
Transparent dresses with cherry blossoms at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast
ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
A model wearing a beaded fringed dress at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Завершилось шоу выходом модели в ярко-фуксиевых брюках и полупрозрачном геометричном конусе вместо топа, внутри которого порхали живые бабочки. Бабочки, вернее сказать мотыльки, появятся в финале шоу Маккуина еще раз, и это будет главный финал самого главного шоу в его карьере. Начиная с La Poupée, драматичный и эмоциональный финал, станет отличительной чертой всех шоу Маккуина и моментом, которого будут с нетерпением ожидать даже те, кто не интересуется модой.    

ALEXANDER McQUEEN: LA POUPÉE SS 1997
A model walking out in a large translucent box with butterflies at Alexander McQueen SS 1997
© Condé Nast

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER McQUEEN: DANTE AW 1996; ALEXANDER McQUEEN: THE HUNGER SS 1996