Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE Fashiontalk News

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995 Posted on 13.01.2020

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
MacQueen Modern Heavy Weight tartan from Lochcarron Of Scotland
© 2019 Lochcarron John Buchan Ltd / Jacket of MacQueen wool tartan with green wool felt sleeves, skirt of MacQueen wool tartan from Alexander McQueen Autumn/Winter 1995-96
Photo: Sølve Sundsbø
Image: Metropolitan Museum of Art
© 2000–2011 The Metropolitan Museum of Art

“The Highland Rape is one of those fashion shows that has become so legendary, you sort of doubt that it ever existed.” Tim Blanks

Шоу Highland Rape, которое часто переводят на русский язык как «Изнасилованная Шотландия», считается одним из самых неоднозначных шоу не только в карьере Александра Маккуина, но и в истории моды. С одной стороны, в прессе поднялась очередная волна обвинений в мизогинии и эстетизации насилия, вызванная неверно истолкованной идеей коллекции. С другой, шоу окончательно утвердило Маккуина в статусе дизайнера мирового уровня и заставило представителей концерна LVMH, искавших кандидата для замены Джона Гальяно на посту креативного директора французского модного дома Givenchy, обратить свои взгляды на Лондон. При этом шоу однозначно закрепило представление о Маккуине как о дизайнере, черпающем вдохновение в национальной истории и традициях, и активисте, с яростью и гордостью отстаивающем национальную идентичность.

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
Clan MacQueen’ crest: an heraldic tyger rampant Ermine holding an arrow
© Wikipedia

Интерес к истории Маккуину передала его мать, которая на протяжении многих лет серьезно увлекалась семейной генеалогией. Собрав результаты своей многолетней исследовательской работы в библиотеках и архивах, в 1992 году Джойс Маккуин написала небольшую монографию под названием McQueen: The History of a Clan Record Your Own Family («Маккуин: Исследование истории клана»), которая в итоге так и не была издана. На страницах монографии Джойс Маккуин прослеживает историю фамилии Маккуин (известную в более ранних вариантах как MacSween или MacQueen), которая уходит своими корнями к событиям средних веков на острове Скай в Шотландии. Ощущение непосредственной, в буквальном смысле кровной, связи с культурой, в основе которой лежала идея противостояния насилию в борьбе за свободу, оказало огромную роль на то, как Маккуин представлял и изображал Шотландию в своих коллекциях.

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
Ripped dress at Alexander McQueen Autumn/Winter 1995-96 show
© Pinterest / Ripped dress from Alexander McQueen Autumn/Winter 1995-96 «Alexander McQueen: Savage Beauty» exhibition at the Metropolitan Museum of Art
© Flickr

Еще в детстве воображение Маккуина захватили два знаковых события в истории Шотландии — якобитское восстание 1745 года и произошедшее во время восстания сражение при Каллодене, закончившееся окончательной победой британских войск. Якобитами называли сторонников английского короля Якова II, свергнутого с престола в конце XVII века в результате так называемой Славной революции. Изначально рассеянное по всей Европе, движение якобитов выступало за  восстановление на английском престоле шотландской династии Стюартов, к которой принадлежал свергнутый Яков II. Постепенно движение сконцентрировалось на территории Шотландии и приобрело характер национальной борьбы за независимость. Якобиты стали открыто противиться слиянию Шотландии с Англией, произошедшему в 1707 году, что в итоге привело к упомянутому восстанию и последующему поражению сторонников движения.

Слово rape в названии шоу Маккуина отсылает к периоду жестокого подавления остатков сопротивления, последовавшего за победой британцев в сражении при Каллодене. Период известен как период «умиротворения» Горной Шотландии или Хайленда (Highland) — самого крупного культурно-исторического региона Шотландии, на территории которого концентрировались остатки движения якобитов. Традиционно Горная Шотландия отличалась клановой структурой общества и открытыми сепаратистскими настроениями, что представляло особую угрозу для для единства королевства. Уничтожение традиционных институтов и разрушение клановых организаций означало для шотландцев полную потерю национальной идентичности и свободы.

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
Bleached bumsters at Alexander McQueen Autumn/Winter 1995-96 show
© Pinterest

Для Маккуина история насилия над традициями, культурой и народом Шотландии носила глубоко личный характер, что побудило его создать буквальное в концептуальном и визуальном плане высказывание. Представители прессы и модной индустрии, зная приверженность Маккуина к провокациям, посчитали, что на этот раз он переступил черту в стремлении обратить на себя внимание. Действительно, не зная истории и не обладая достаточной информацией, легко подумать, что шатающиеся модели в разорванных платьях — жертвы насилия. Стремясь восстановить справедливость и разрядить обстановку, в течение нескольких месяцев Маккуин дал множество интервью различным изданиям, каждый раз заново объясняя, что он подразумевал насилие англичан над шотландцами. 

Отдельное внимание стоит обратить на то, что именно в этом шоу впервые появляется тартан — традиционный клетчатый орнамент Шотландии, популярный во всем мире. До сих пор существуют различные версии происхождения слова тартан. Согласно одной из них, слово происходит от среднефранцузского слова tiretaine, используемого для обозначения грубой шерстяной ткани. Согласно другой версии, тартан имеет кельтскую этимологию — в современном шотландском гэлике есть слово tarsainn, означающее «накрест» или «поперек». Вероятнее всего, что слово изначально обозначало именно принцип плетения ткани, когда каждая отдельная нить проходит сначала над двумя другими нитями, а затем еще раз под двумя другими.

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
The MacQueen clan tartan at Alexander McQueen Autumn/Winter 1995-96 show
© 2000–2011 The Metropolitan Museum of Art

Тартан — не просто классический узор, но символ национальной независимости, сопротивления и исторической памяти. В Шотландии тартан, в зависимости от цвета и параметров горизонтальных и вертикальных полос, мог символизировать социальное положение носителя, а также принадлежность к определенному клану, региону или организации. После подавления восстания якобитов в 1745 году англичане наложили запрет на ношение кланового тартана на территории Шотландии, который продлился до 1782 года. Во время действия запрета одежду из тартана могли носить только военнослужащие королевских полков и только в так называемом варианте Black Watch — сочетании черного, синего и темно-зеленого цветов. После отмены запрета в Шотландии, на волне усиления национального самосознания, начался период возрождения тартана, завершившийся тем, что тартан стал одним из самых узнаваемых и популярных узоров в мире.

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
The MacQueen clan tartan at Alexander McQueen Autumn/Winter 1995-96 show
© Pinterest

Стремясь сделать связь с историей осязаемой, при создании коллекции Маккуин использует клановый тартан MacQueen, официально зарегистрированный в Шотландской администрации тартанов (Scottish Tartans Authority). Таким образом разорванный тартан MacQueen на подиуме во время шоу становится не только метафорой попыток уничтожения культуры Шотландии, но и символом глубокой личной травмы. Хотя Маккуин будет активно использовать другие тартаны, красно-черный тартан MacQueen будет появляться в коллекциях чаще всего и станет одним из самых узнаваемых узоров в модной индустрии.

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
MacQueen Modern tartan swatch from the Scottish Tartans Authority
© Sarah Sheehan’s Pattern Vault blog / McQueen Mourning tartan swatch from Scotweb
© 2020 Scotweb Marketing Ltd

После смерти Маккуина, Ник Фиддес, владелец одной из крупнейших на территории Шотландии фабрик по производству тартанов, зарегистрировал траурный вариант ставшего традиционным кланового тартана MacQueen в черном и приглушенных винных оттенках красного. Комментируя решение, Фиддс написал, что траурный тартан McQueen Mourning — дань уважения и памяти Маккуину, внесшему значительный вклад в сохранение и поддержание культуры тартана в Шотландии и за ее пределами. 

ALEXANDER McQUEEN: HIGHLAND RAPE AW 1995
The MacQueen clan tartan at Alexander McQueen Autumn/Winter 2006-07 show
© Condé Nast
Photo: Marcio Madeira
Image: Condé Nast

Одним из предсказуемых последствий роста популярности тартана за пределами Шотландии стали случаи культурной апроприации этого узора, вызванные, прежде всего, недостаточным знанием истории. Маккуин выступал против романтизации тартана и остро переживал, когда узор использовали другие дизайнеры или художники. Не секрет, что его откровенно раздражало то, как свободно обращалась с тартаном Вивьен Вествуд, построившая свой бренд именно вокруг использования  традиционного шотландского узора. Как всегда, Маккуин не стеснялся выражений и неоднократно заявлял журналистам о «фейковом» характере всего, что делает Вествуд с тартаном. В резких словах Маккуина есть правда, но нельзя отрицать того, что сам Маккуин также романтизировал историю Шотландии, но делал это в другой, отличной от Вествуд, манере.

Интересно, что кураторы выставки Savage Beauty в Метрополитен-музее назвали зал, посвященный значению тартана, Romantic Nationalism («Романтический национализм»), подчеркнув тем самым, что Маккуину было свойственно идеализировать прошлое. Особенно очевидно это становится, если вспомнить, что Маккуин вернулся к истории Шотландии, тартану и кружеву в 2006 году при создании коллекции Widows of Culloden («Вдовы Каллодена»). Сравнивая сегодня две коллекции, которые разделяют десять лет, можно увидеть, что они стали двумя осевыми точками карьеры и жизни Маккуина, обозначающими начало и окончание движения. Если в Highland Rape еще чувствуется агрессия, бескомпромиссность и незавершенность, свойственные раннему периоду, то Widows of Culloden — это продуманное поэтическое высказывание, сообщающее спокойную уверенность в своих знаниях, видении и мастерстве.

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER MCQUEEN: THE BIRDS SS 1995

Please follow and like us:
error
error

Понравился наш сайт? Поделись с друзьями!