Posted in ALEXANDER MCQUEEN FASHION ARCHIVE Fashiontalk News

ALEXANDER MCQUEEN: THE BIRDS SS 1995

ALEXANDER MCQUEEN: THE BIRDS SS 1995 Posted on 30.12.2019

Каждый понедельник в новом эпизоде мы будем рассказывать об одном шоу Александра Маккуина, начиная с 1992-го и заканчивая 2010-м годом. В эту серию не войдет обзор коллекций, созданных для Givenchy. В каждом эпизоде мы постараемся узнать больше об идее шоу, процессе и контексте его создания, а также внимательнее рассмотреть каждую коллекцию и ее отдельные образы.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
The Birds (1963) poster
© Photo Courtesy by AMPAS

По мере того как усиливалось внимание прессы и представителей модной индустрии, Маккуин стремился принимать все более продуманные и взвешенные решения. Постепенно он начал отдавать себе отчет в том, что для продвижения бренда и привлечения спонсоров необходимо задуматься о том, чтобы найти в команду профессионалов. В 1994 году он подписал контракт с Эо Боччи — итальянским дистрибьютором и финансовым покровителем Анн Демельмейстер и Жан-Поля Готье. Ранее, в этом же году Маккуин познакомился со стилисткой Кэти Ингленд, которую он впервые увидел на одном из показов в Париже в 1991 году. «Она выглядела просто нереально. У меня не хватило смелости подойти к ней тогда. Мне казалось, что она из другого мира», — вспоминал Маккуин встречу в Париже. На этот раз ему хватило смелости не просто подойти, но и сразу же предложить ей отвечать за стайлинг его нового шоу. Занимавшаяся до этого исключительно стайлингом съемок для модных изданий, Ингланд тем не менее согласилась не раздумывая.

Приступая к работе над новой коллекцией, Маккуин собрал вокруг себя команду людей, с которыми впоследствие он работал на протяжении всей карьеры. Флит Бигвуд, Саймон Англесс и Эндрю Гроувс работали над тканями и принтами; Саймон Костин разрабатывал дизайн декораций для шоу, а также принимал участие в создании украшений; Вэл Гарланд присоединилась к команде в роли визажистки; Юджин Сулейман продолжил создавать прически; Кэти Ингланд при поддержке Алистера Маки и Трино Веркаде отвечала за стайлинг; а Сэм Гейнсбери помогал с кастингом для шоу. На этот раз Маккуин ощущал двойное напряжение  — он понимал, что теперь ему предстоит еще и оправдать ожидания команды, работавшей на чистом энтузиазме.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Tippi Hedren in The Birds (1963)
© IMDB

Как и прежде, Маккуин находил вдохновение в кинематографе. На этот раз его воображение захватил триллер Альфреда Хичкока The Birds («Птицы», 1963), по сюжету которого героиня Типпи Хедрен вместе с жителями небольшого города в заливе Бодега оказывается мишенью для зловещих птиц. Продуманный визуальный ряд картины Хичкока подсказывает Маккуину новые идеи для коллекции. Он решает воспроизвести на подиуме образ героини Типпи Хедрен сразу после атаки птиц — взлохмаченные волосы, смазанный макияж, распахнутый жакет. Также Маккуин демонстрирует новый для себя силуэт — приталенные платья и узкие юбки-карандаши. По словам Саймона Англесса, в то время Маккуина привлекал ультра-женственный образ, который демонстрировали на экране голливудские актрисы 1960-х годов. «Героиня Типпи, в своих сковывающих движения костюмах, показана нам уязвимой. Создается образ красивой, сексуальной девушки, попавшей в опасность, но вышедшей победительницей», — обращает внимание на детали Англесс. Но Маккуин не был бы верен себе, если бы просто воспроизвел образ, не доведя его до предела и не добавив жестокости. Платья и юбки-карандаши из прозрачной пластиковой пленки, сдавливающей тело, не дают возможности не только свободно передвигаться, но и дышать.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Condé Nast Archive

Эндрю Гроувс вспоминает, как однажды они шли по Элизабет-стрит, и Маккуин обратил внимание на выброшенный кем-то рулон прозрачной пластиковой пленки. «Давай сделаем из этого платье!», — загорелся он идеей. Вдвоем они притащили рулон в дом, и Маккуин стал экспериментировать, оборачивая себя в пленку и придумывая разные вещи. «Он взял кусок шелковой ткани, вырезал в нем отверстие для головы, обмотал все нитью, добавил сверху латекс, пришил молнию на спине и сказал, что первое платье готово», — вспоминает Гроувс как начиналась работа над коллекцией.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Condé Nast Archive

Другая важная отсылка к триллеру Хичкока — принты в виде стай птиц на жакетах и юбках, а также украшения из перьев. Давнее увлечение Маккуина орнитологией приведет к тому, что птицы будут неоднократно появляться в его работах на протяжении всей карьеры и станут своеобразным талисманом. Конечно, картина Хичкока не была единственным визуальным источником для принтов. По воспоминаниям Англесса, Маккуин также вдохновлялся работами нидерландского художника-графика Маурица Корнелиса Эшера (1898–1972), в особенности его изображениями птиц, переходящими в геометрические абстракции. Именно его работы в итоге подтолкнули Маккуина и Англесса придумать принты в виде птиц и воспроизвести их на тканях. «Изначально я хотел изобразить ястребов и воронов, но Ли виделись садовые птицы вроде малиновки. Мы сделали рисунок, и я нанес принт на ткань. Получилось просто ужасно, будто уродливая рождественская открытка», — вспоминает процесс Англесс. На помощь пришел Эндрю Гроувс, решивший в итоге изобразить стаи ласточек.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Condé Nast Archive

Еще одна тема шоу, подсказанная Хичкоком — столкновение на дороге. В картине есть сцена, в которой герои мчаться в автомобиле, пытаясь скрыться от преследования птиц и попутно сбивая их на большой скорости. «Абсолютный хаос и человеческая беспомощность перед лицом обезумевшей природы», — комментирует Англесс. «Птицы, дорога, визг шин, столкновение»,  — вспоминает он восторг Маккуина от этой сцены. Именно она навела их на мысль придумать еще один принт для коллекции — в виде следа от автомобильных шин. Из-за ограниченного бюджета и общего настроения легкого безумия в день шоу было решено нанести принт прямо на отшитые вещи. За несколько часов до выхода моделей на подиум, Кэти Ингланд взяла обычную автомобильную шину, окунула ее в краску и прошлась ей по вещам и открытым участкам тела.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Condé Nast Archive

Хотя модели и выглядели так, как будто они пережили нападение или встали из-под колес переехавшего их автомобиля, назвать их жертвами было невозможно. Следуя своему видению, Маккуин снова создает агрессивные и сильные образы, обыгрывая их в контексте новой истории. По просьбе Маккуина, Вэл Гарланд придумала для моделей образы с бледной кожей и ярко-красными губами. «Мы выглядели как ангелы разрушения», — вспоминает свой макияж Тиина Лаакконен, участвовавшая в шоу. Желая усилить эффект присутствия внеземной цивилизации, Маккуин также предлагает некоторым моделям надеть непрозрачные белые контактные линзы.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Condé Nast Archive

Как и прежде, Маккуин продемонстрировал уже хорошо знакомые образы — жакеты с удлиненной спиной, брюки bumsters с небольшим вырезом и корсеты. На этот раз Кэти Ингланд помогла разбавить драматизм с помощью нескольких кожаных жакетов и курток на молнии.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Condé Nast Archive

Отдельные аспекты подготовки коллекции Маккуин решил держать в секрете от команды. Например, никто не знал, что в качестве модели для шоу был приглашен Мистер Перл — известный создатель корсетов и разработчик многих сценических образов Мадонны. «Ему нравилось удивлять людей, играть с их ожиданиями. Это касалось даже не образов на подиуме, а создания зрелищных декораций, ощущения театральности и эмоционального накала», — вспоминает Англесс. Действительно, Маккуину не было равных в создании и поддержании напряжения накануне шоу. Ему доставляло невероятное удовольствие придумывать безумные истории для представителей прессы. Саймон Англесс вспоминает, как Маккуин однажды рассказал одной журналистке историю о том, как он путешествовал с гастролирующим цирком и нарвался на конфликт, сбрив бороду одной из артисток. «Он знал, как привлечь внимание», — подтверждает Элис Смит. «Как-то он рассказал, что на его шоу собираются Майкл Джексон и Карл Лагерфельд. В то время мы верили ему, но многие из того, что он говорил было просто выдумками», — смеется она.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Condé Nast Archive

Сюрпризом стало и место проведения шоу, которое в этот раз Маккуин выбрал самостоятельно. На этот раз он решил устроить шоу в одном из помещений промышленного склада Bagley’s в районе Кингс-Кросс. Построенный в середине девятнадцатого века, склад изначально предназначался для хранения крупных партий угля, а в 1880 году был куплен предпринимателем по фамилии Бэгли из Ноттингли. Почти на протяжении века склад оставался заброшенным и пустующим, пока в конце двадцатого века он не стал эпицентром растущего рейв движения и синонимом контркультуры. Помещения Bagley’s стали местом проведения крупнейших рейвов, а район, прилегающий к складу, пользовался дурной репутацией из-за регулярных задержаний и стычек с полицией.

Напряжение вокруг предстоящего шоу и интерес к нему достигли такого уровня, что в день шоу, 6 октября 1994 года, перед Bagley’s выстроилась гигантская очередь из желающих увидеть новую коллекцию. Толпа в основном состояла из журналистов, ритейлеров и байеров, которых смогла уговорить прийти Изабелла Блоу, а также студентов и завсегдатаев вечеринок, проходивших в Bagley’s. Ким Блейк, помогавшая с прессой и пригласительными, вспоминает, что в какой-то момент ей пришлось залезть на перевернутое ведро у входа на склад, чтобы суметь разглядеть в толпе гостей и представителей прессы. Из-за столпотворения на входе и хаоса на бэкстейдже шоу задержалось на полтора часа.

ALEXANDER MCQUEEN SS 1995: THE BIRDS
Alexander McQueen SS 1995 Ready-To-Wear
© Youtube

Шоу началось с напряженного момента, когда помещение погрузилось в абсолютную темноту. Единственным источником света был яркий прожектор в конце узкого коридора, из которого модели выходили на подиум. Затем в проеме появился силуэт первой модели, и свет резко включился. Журналистка и писательница Дана Томас сравнила этот момент со сценой высадки представителей иноземной цивилизации из летающего корабля в научно-фантастической картине Close Encounters of the Third Kind («Близкие контакты третьей степени», 1977). Модели шли по подиуму напоминавшему автотрассу — Саймон Костин нарисовал белой краской на сером бетонном полу склада разделительную полосу. В финале шоу обезумевшая от восторга публика аплодировала стоя. «Все просто с ума посходили», — вспоминает атмосферу модный обозреватель Дерек Андерсон.

В день шоу среди представителей прессы был и легендарный Хэмиш Боулз, бравший год назад у Маккуина интервью для американского Vogue. Несмотря на резкие и грубые высказывания Маккуина в адрес издания, Боулз написал восторженный и проницательный отзыв на новую коллекцию. По его собственным словам, шоу стало для него настоящим откровением. «Это было просто потрясающе, один из тех искрометных моментов, когда понимаешь, что перед тобой дизайнер, обладающий настолько цельным видением, страстью и талантом, что он способен изменить индустрию. Мода никогда не будет прежней; силуэты и необузданное воображение Маккуина определят это десятилетие», — писал он. В нескольких предложениях Хэмишу Боулзу удалось суммировать все, что происходило в тот день — из многообещающего молодого дизайнера, за которым хотелось следить, Маккуин превратился в настоящую звезду.

Автор статьи: Ekaterina Lysenko

Читать далее: ALEXANDER MCQUEEN: BANSHEE AW 1994