Posted in Art Culture News

Что значит эстетика безобразного?

Что значит эстетика безобразного? Posted on 09.09.2019

Сегодня мы затронем одну из самых противоречивых тем в искусстве и эстетике, которая до сих пор вызывает споры у исследователей, творцов, философов. Почему нас притягивает не только прекрасное и гармоничное, но и уродливое, бесформенное, неправильное?

На самом деле всё достаточно просто — всё мерзкое и некрасивое вызывает в нас отрицательные эмоции, от которых мы стремимся избавиться, успокоиться. Мы протестуем и хотим вернуться к привычной категории «приятного», гармоничного, не выбивающегося из сложившейся в обществе и культуре норм красивого. 

Что значит эстетика безобразного?
Иероним Босх. Tondal’s Vision

Сама категория «Безобразное» появилась в эстетике как противоположность «Прекрасному» практически сразу же, и уже у Аристотеля в «Поэтике» мы можем найти утверждение, что она способна вызывать эстетическое наслаждение как выброс отрицательных эмоций. В китайкой философии безобразное стоит наравне с прекрасным, т.к. ничто совершенное не может существовать без своей противоположной стороны.

Безобразное как часть эстетики имеет несколько категорий, которые были выделены в 1853 г. Иоганном Карлом Фридрихом Розенкранцем. Без этой категории нельзя анализировать прекрасное и понимать его. Интересно, что некоторые пункты его классификации мы уже не считаем плохими или неправильными — быстро изменяющийся мир и стандарты красоты этого не позволяют:

  • безобразное в природе;
  • безобразное в искусстве;
  • духовно безобразное.

Эти 3 категории в свою очередь имеют следующую классификацию:

I. Отсутствие формы или бесформенность

  1. А. Аморфное
  2. Б. Асимметрия
  3. В. Дисгармония

II. Неточное (неправильное)

  1. А. Неточное (неправильное) вообще
  2. Б. Неправильное в различных стилях искусства
  3. В. Неправильное в видах искусства

III. Деформация или распад формы

А. Ординарное:

1) низменное

2) слабость

3) ничтожное

Б. Отвратительное

1) грубое

2) мертвое и пустое

3) гнусное

В. Карикатура.

Всё развитие человечества претерпевало фазы перехода от прекрасного к безобразному и наоборот: то, что сначала считалось апогеем эстетизма, затем становилось ужасным (человеческие жертвы, культы), всё новое воспринималось отвратительным и неправильным, а потом становилось символом эпохи (барокко, авангард). Даже мифические существа (кентавры, русалки, единороги), которые в современной культуре и искусстве воспринимаются привычно и даже положительно, на самом деле имели отношение к категории безобразного, т.к. были полной противоположностью античным богам.

Что значит эстетика безобразного?
«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса

Окончательно безобразное переходит в эстетическую категорию и начинает приобретать значение в искусстве с конца XIX в. и особенно в ХХ в. Технический прогресс, машинизация, полная урбанизация и отделение человека от природы, потребительское к ней отношение — именно эти причины «торжества безобразного» называют исследователи.

В военное и послевоенное время, когда все человеческие ресурсы были истощены, а прошлые эстетические установки не совпадали с реальной действительностью и ужасами окружающего мира, туманным будущим и непрочным настоящим, различные проявления уродливого, отвратительного и мерзкого в искусстве послужили свидетельством внутренней борьбы человека с этой действительностью. Произошла смена нашего психического настроя из-за отсутствия «эволюции», кризиса мышления и мощного технического развития. Классическая оппозиция «красивое-ужасное» исчезла и произошло «смешение» — так возник, например, джаз.

Безобразное включило в себя идеи Ницше, Фрейда, Бергсона и стало настоящим культурным феноменом XX века и проявилось в «мягком» варианте (экспрессионизм, сюрреализм, абсурд), вызывающим наслаждение и восторг, так и вот всей своей жестокости и неприглядности — экзистенциализм, особенно Сартра, эстетизация смерти, наркотического бреда и порнографии (Берроуз), фильмы ужасов и боевики, а также различным современных арт-перфомансах, иногда доходящих до причинения физического вреда или даже смертельного исхода.

Однако не стоит однозначно воспринимать безобразное отрицательно — непривычно, неординарно, неудобно, но именно оно создаёт всё известное нам сейчас искусство.

Что значит эстетика безобразного?
Джузеппе Арчимбольдо — «Времена года»

Что касается эстетизации смерти, то поиск красоты здесь присущ многим народам, философиям и верованиям. Это часть жизненного цикла, и если жизнь прекрасна, то и смерть может быть таковой. Что же в этом хорошего? Реинкарнация, обретение гармонии, переход в «лучший мир», невероятные готические скульптуры и храмов, завораживающие ритуалы и мн.др.

Что значит эстетика безобразного?

Самый простой пример — вспомните цветы: они вянут и высыхают, но даже такими мы считаем их прекрасными.

Автор статьи: Юлия Морозова

Читать далее: Подкасты об искусствеСериалы об искусстве. Что стоит посмотреть, чтобы быть ближе к нему?