Как фотографировать ночью: простые советы по ночной фотосъемке. Фотографируем в темное время суток Как правильно снимать ночной пейзаж

Ночная фотография: универсальные настройки для любого сюжета.

Вы снимаете только в дневное время? Здорово снимать в солнечный день, но прятать свой фотоаппарат, как только наступают сумерки - значит упустить несколько благоприятных прекрасным фотографиям часов. В будущем ночная фотография может стать для вас одним из самых привлекательных жанров.

В условиях недостаточной освещённости ваш цифровой зеркальный фотоаппарат способен запечатлеть прекрасные кадры. Но ему потребуется ваша помощь. Если в подобных условиях вы снимаете как обычно - «построил кадр и нажал на кнопку» - то либо у вас получатся размытые снимки, либо вы не передадите на фотографиях атмосферу ночи.

Не бойтесь темноты! У нас есть ответы на все ваши часто задаваемые вопросы о том, как подготовить свою камеру к ночной съёмке.

Мы покажем, как настроить фотоаппарат, и какое дополнительное оборудование заслуживает того, чтобы его взяли с собой. Мы приправим всё это разнообразными советами, которые помогут вам разбудить ночной потенциал вашей камеры.

Выбираем подходящее значение диафрагмы

Ночная фотография: как выбрать подходящее значение диафрагмы​.

Во время подготовки к ночной съёмке, важно позаботиться о возможности устойчиво закрепить фотоаппарат. При низкой интенсивности освещения сложно добиться коротких выдержек.

В некоторых ситуациях, например, при съёмке спортивных мероприятий на хорошо освещённом стадионе, фотоаппарат можно держать в руках. Но для съёмки большинства ночных сюжетов камеру необходимо установить на неподвижную опору.

Идеальный вариант - тяжёлый, устойчивый, штатив, на котором цифровой зеркальный фотоаппарат точно останется неподвижным даже на протяжении экспозиции в несколько минут. Помимо предложенного варианта, вы можете установить камеру на относительно устойчивую опору - крышу автомобиля или край окна - и настроить спуск затвора с задержкой, чтобы избежать нежелательного дрожания камеры во время нажатия на кнопку спуска затвора.

Итак, камера неподвижно установлена - ваши руки развязаны. Свободно выбирайте выдержку, значение диафрагмы и чувствительность (ISO), с помощью которых может быть получена подходящая для снимаемой сцены экспозиция, а не только ту комбинацию настроек, при которой дрожание камеры не отразится на снимке. Чтобы оценить, какие настройки понадобятся при съёмке того или иного сюжета, загляните в таблицу ниже.

Когда камера покоится на штативе (найдите наилучший способ установить штатив), настройте на ней чувствительность равной 100 ISO (чтобы уменьшить цифровой шум) и большое значение диафрагмы (f/16). При этом выдержка может быть сколь угодно длинной, что не является проблемой пока камера надёжно закреплена. Прочтите о некоторых распространённых проблемах, возникающих при съёмке на различных выдержках и наилучших способах их решения .

Приводим краткую, но удобную, таблицу-шпаргалку, содержащую комбинации приблизительных настроек для съёмки некоторых популярных ночных сюжетов:

Сюжет

Выдержка

Значение диафрагмы

Чувствительность (ISO )

Праздничный фейерверк

Аттракционы

Дорожный траффик

Футбол на стадионе

1/125 секунды

Вспышка молнии

В режиме «Bulb»

Выступление на сцене

1/60 секунды

Рок-концерт

1/125 секунды

Подсвеченный собор

4 секунды

Полнолуние

1/250 секунды

Пейзаж, залитый лунным светом

Небосвод в сумерки

1/30 секунды

Ночной небосвод

Насколько длинной должна быть выдержка, чтобы красиво размыть движение?

Ночная фотография: размываем движение.

Легковые и грузовые автомобили могут разрушить композицию снимка, если вы снимаете днём. Ночью их движение превращается в преимущество.

Перемещающиеся фары и задние огни изображаются на фотографии красными и белыми лентами, пронизывающими всё изображение. Такой эффект неожиданно превращает высокоскоростные магистрали в съёмочную площадку. Чтобы достичь его, необходимо установить в меру длинную выдержку.

В данном случае выдержка зависит от того, насколько быстро едут автомобили, и насколько большая часть пространства «помещается» в кадр. В любом случае действует общее правило: чем длиннее выдержка, тем лучше.

Тогда ленты получаются на снимках более широкими и непрерывными. Для среднестатистической городской улицы подойдёт выдержка равная 20 секундам (но не забудьте о штативе!). Если на дороге установлен светофор, его сигналы помогут вам понять, в какой момент начать экспонирование кадра, чтобы охватить весь период движения.

Как мне установить достаточно длинную выдержку?

Простейший способ - выбрать режим съёмки «Av». Затем с помощью колёса управления, расположенного позади кнопки спуска затвора, настроить самое большое значение диафрагмы, которое допускает ваш объектив (обычно между f/22 и f/32).

Ночная фотография: съёмка с длинной выдержкой - 1/8 секунды.

Ночная фотография: съёмка с длинной выдержкой - 15 секунд.

Ночная фотография: съёмка с длинной выдержкой - 30 секунд.

В этом режиме для большинства цифровых зеркальных камер максимально доступная длина выдержки - 30 секунд. Чтобы появилась возможность снимать с более длинными выдержками, переключите режим съёмки на «M» («Ручной режим»).

Вы также можете использовать режим «Bulb», удерживая открытым затвор до тех пор, пока зажата кнопка дистанционного спуска затвора (статья о том, ). Возможно, вам понадобится нейтральный (ND) фильтр, чтобы уменьшить количество света, попадающего на светочувствительный сенсор.

Какую чувствительность следует установить при съёмке ночных фотографий?

Ночная фотография: правильная чувствительность.

Когда настраиваете чувствительность, возьмите за правило: чувствительность равна 100 ISO. Меняйте её, если точно знаете, что она должна быть другой.

Повышение чувствительности повышает способность светочувствительного сенсора «впитывать» свет. Поэтому вам придётся уменьшить количество света, попадающего на сенсор. Для каждого кадра вы можете установить своё значение ISO.

Но будьте осторожными: повышение чувствительности увеличивает амплитуду электрического сигнала, генерируемого сенсором при преобразовании световой энергии в электрическую. Это повышает цифровой шум, и он становится видимым на снимке (посмотрите, как уменьшить цифровой шум при съёмке на больших значениях ISO). Если вы хотите получить высококачественные фотографии, устанавливайте минимальную чувствительность, насколько это возможно (прим. переводчика - на тех фотоаппаратах, на которых допустимы значения менее 100 ISO, чтобы сохранить максимально широким динамический диапазон, устанавливайте чувствительность равной 100 ISO).

Когда снимаете при низкой интенсивности освещения, вам необязательно повышать чувствительность (чтобы камера «видела» в темноте). Если вы используете штатив или вспышку, то в большинстве случаев пусть чувствительность будет равной 100 ISO.

Когда повышать чувствительность?

Повышайте чувствительность тогда, когда хотите избежать направленного размытия. Всегда лучше небольшое проявление цифрового шума на снимке, чем размытость изображения из-за дрожания фотоаппарата во время съёмки. Таким образом, повышайте чувствительность лишь тогда, когда у вас нет возможности снимать на штативе.

ISO в ночной фотографии - ISO 100.

Использование больших значений ISO в ночной фотографии - ISO 100 + вспышка.

Использование больших значений ISO в ночной фотографии - ISO 1600.

Хорошей альтернативой повышению чувствительности является применение вспышки. Используя вспышку, вы всё так же можете снимать на ISO 100. Но свет от вспышки меняет светотень, что может разрушить атмосферу фотографии (посмотрите на средний снимок из трёх, представленных выше).

Длинная выдержка

Когда снимаемая сцена освещена слабо, установите чувствительность равной 100 ISO.

Правильные значения ISO для ночной фотографии - настройте ISO 100.

На снимке выше изображён польский рынок внутри помещения поздно вечером. Был использован штатив. Это позволило удлинить выдержку настолько, чтобы свет в необходимом количестве попал на светочувствительный сенсор. Эта фотография получилась в меру освещённой - нормально экспонированной - без каких-либо изменений чувствительности.

Что такое цифровой шум?

Все цифровые камеры ошибаются - изображение, сделанное любым цифровым фотоаппаратом, содержит цифровой шум. Он похож на зернистость фотографии, сделанной на плёнку. Достаточно осветлить снимок, чтобы увидеть шум. К счастью, производители цифровых фотоаппаратов от модели к модели успешно справляются с проблемой проявления цифрового шума на изображениях.

Что такое цифровой шум - ISO 100.

Ошибка растёт с повышением чувствительности сенсора - цифровой шум проявляется на фотографии сильнее. Особенно он заметен в тёмных областях снимка. Помимо того, что однородные тёмные зоны приобретают шероховатую текстуру, они покрываются цветными точками.

Что такое цифровой шум - ISO 1600.

Цифровой шум можно уменьшить, включив в фотоаппарате функцию подавления цифрового шума. Либо в фоторедакторе на этапе обработки.

Управляем балансом белого

Ночная фотография: как избежать ужасных оттенков.

Как мне избежать ужасных цветовых отливов?

В большинстве случаев, ваш цифровой зеркальный фотоаппарат правильно передаёт цвета на снимках вне зависимости от условий освещения. Внутренняя система фотоаппарата, отвечающая за баланс белого, стремится передать цвета такими, какими мы, люди, видим их глазами (для углубления в тему ознакомьтесь с руководством по решению общих проблем с балансом белого .

В стандартном режиме (автоматический баланс белого - «AWB») система лучше определяет цвета при дневном свете, чем в условиях низкой интенсивности освещения. Например, снимки подсвеченных зданий или снимки, сделанные в вашей гостиной, могут содержать едва заметный, но неприятный, оранжево-жёлтый оттенок.

Это верный знак того, что баланс белого настроен неправильно. Этот оттенок можно легко корректировать в Photoshop, особенно, если вы снимаете в формате RAW.

Корректная настройка баланса белого для ночной фотографии: неверный цветовой оттенок. Снимок «оранжевит».

Корректная настройка баланса белого для ночной фотографии: ручная настройка баланса белого.

Корректная настройка баланса белого для ночной фотографии: настройки, сделанные вручную, выровняли цветопередачу.

Однако, достаточно просто настроить баланс белого во время съёмки. Всё что вам нужно сделать - установить ручной режим («PRE»). Такой подход особенно эффективен, если вы собираетесь сделать несколько снимков одного и того же здания при неизменном освещении. Стандартный приём - указать в качестве эталона фотографию с серым или белым предметом, занимающим значительную площадь снимка.

Существует ли более простой способ избежать цветового смещения?

Даже если вы настроили баланс белого вручную, цвета в некоторых областях снимка могут по-прежнему не соответствовать видимой человеческими глазами реальности. Причина в том, что здание может подсвечиваться источниками света различного типа.

Вы можете настроить баланс белого по одному типу источников света, но выровнять цветопередачу по всем источникам одновременно - задача нетривиальная. Есть простое решение. Преобразуйте цветные фотографии, сделанные при сложном освещении, в чёрно-белые.

Баланс белого в ночной фотографии: преобразование в чёрно-белое изображение.

Снимайте в цвете, а на этапе обработки с помощью фоторедактора преобразуйте снимок в монохромное изображение. Такой подход позволит максимально гибко настроить контрастность и тоновый диапазон фотографии. Он также отлично работает для портретов, снятых на вечеринке.

Как настроить баланс белого вручную?

Все цифровые зеркальные камеры позволяют точно настроить баланс белого по заранее сфотографированному эталону-снимку. Следующая методика показывает, как настроить баланс белого на цифровых зеркальных фотоаппаратах . Настройка камер других производителей может немного отличаться.

  1. Признаком того, что баланс белого требует «ручного управления», является отлив всего снимка посторонним оттенком, например, оранжевым.
  2. Сфотографируйте какой-либо белый или серый предмет, освещённый тем же светом, что и снимаемая сцена. Выберите в меню фотоаппарата ручную настройку баланса белого («Custom WB»). Убедитесь, что на экране высветился снимок-эталон и нажмите «Выбрать» («SET»).
  3. Теперь измените режим баланса белого с автоматического («AWB») на «Ручной» («PRE» - обозначается квадратом с двумя треугольниками около вершин). Теперь последующие изображения будут передавать цвета корректно. Помните, когда будете снимать другую сцену при другом освещении, вам необходимо заново настроить баланс белого.

Альтернативный способ ручной настройки баланса белого

Традиционный способ - фотографировать для снимка-эталона лист белой бумаги или специальную карту серого цвета. Но можно поступить по-другому: выбрать в качестве снимка-эталона изображение снимаемого объекта.

Альтернативный способ ручной настройки баланса белого - баланс белого определён автоматически

Фотография замка в Кракове отливает оранжевым цветом. Мы использовали этот снимок в качестве эталона при ручной настройке баланса белого.

Альтернативный способ ручной настройки баланса белого - баланс белого настроен вручную.

Применение этого мало известного метода позволило получить более приемлемый результат.

Творческое применение вспышки для ночной фотографии

Ночная фотография: универсальные настройки для любого сюжета

Когда использовать вспышку?

Снимки, сделанные с применением вспышки, могут вызвать разочарование. Свет вспышки меняет атмосферу освещения, делая объект съёмки слишком светлым, а фон слишком тёмным. По этой причине вместо применения вспышки повышают чувствительность.

Однако, повышение чувствительности недостаточно для укорачивания выдержки или сужения диафрагмы в целях получения более чёткого изображения. Здесь удобна встроенная вспышка.

Вспышка необходима при портретной съёмке в условиях низкой интенсивности освещения. Снимаемый объект можно «заморозить» даже при экспонировании в течение нескольких секунд.

Штука в том, что необходимость использования вспышки в указанном случае менее очевидна. Срабатывание вспышки комбинируется с длинной выдержкой. Это особенность приёма.

Этот приём получил название «медленная синхронизация». Он просто реализуется на вашем цифровом зеркальном фотоаппарате со встроенной вспышкой.

Когда использовать вспышку «на отражение»?

Отражение светового потока, производимого внешней вспышкой - ещё один прекрасный приём создания естественных фотографий в условиях низкой интенсивности освещения. Он особенно хорошо работает при портретной съёмке, равномерно освещая лицо модели и скрывая тот факт, что вспышка вообще используется.

Как применять вспышку «на отражение» - прямой свет

Поток отражённого от близлежащей стены или низкого потолка света шире и слабее, чем исходный и ограниченный размерами головки внешней вспышки. Но исчезают густые тени с чёткими краями. Они являются следствием светового потока, «выпущенного» прямо на объект съёмки.

Как применять вспышку «на отражение» - отражённый свет

К сожалению, вы не сможете использовать «на отражение» встроенную вспышку. Вам понадобится дополнительно приобрести совместимую с вашей камерой вспышку с наклоняемой головкой. Она устанавливается в разъём «горячий башмак» («hot shoe»).

Как настроить режим медленной синхронизации?

В режиме медленной синхронизации фотоаппарат устанавливает выдержку нужной длины для нормального экспонирования фона и рассчитывает мощность импульса вспышки, чтобы в достаточной степени осветить объект съёмки на переднем плане.

Вспышка отключена

Вспышка включена

Вспышка сработала в режиме медленной синхронизации

Объект съёмки получился не размытым благодаря свету вспышки, а фон нормально проэкспонирован (сравните со случаем, когда вспышка срабатывает в обычном режиме).

Чтобы включить , установите режим работы вспышки на «Медленная синхронизация» («Slow»). В камерах Canon всё, что вам нужно сделать, так это установить колесо режимов съёмки в положение «Av» и поднять встроенную вспышку. Если у вас фотоаппарат другого производителя, посмотрите инструкцию.

Когда штатив не используется, установите такое значения диафрагмы, обычно, вращая колесо управления под большим пальцем, чтобы соответствующая ей выдержка не была слишком длинной. Начиная с некоторой выдержки фон будет изображаться размытым и, чем длиннее будет выдержка, тем сильнее «размоется» фон.

Как фотографировать ночью – это вопрос довольно распространенный. Думаю многие или даже почти все сталкивались с плохой четкостью, шумами и многими другими неприятностями при такой съемке.

Рассмотрим несколько советов, чтобы улучшить ваши снимки и добиться наилучшего результата съемки ночью.

Используйте RAW формат

Если вам нужно получить ночные фотографии с качеством, то обязательным условием является съемка в формате RAW. При использовании JPEG вы получаете фотографии содержащие намного меньше “информации”, чем если бы вы снимали в RAW. JPEG дает намного менее возможностей для постобработки кадра, и в итоге вы не сможете эффективно опустить свет или поднять тени так как при таком формате не сохраняется достаточно детальности в них, а при ночной съемке это особенно важно. Так же будет сложным настроить баланс белого, который зачастую нужно править при такой съемке. RAW же дает отличную возможность для детальной правки многих аспектов. Если же вы привыкли к примеру отбирать фотографии в JPEG, то тогда используйте съемку RAW+JPEG, но не снимайте только JPEG ни в коем случае.

Используйте обязательно штатив

Ведь в темноте съемка подразумевает большую выдержку и недостаток света. Удержать камеру неподвижно в течении такого времени (часто больше 30 секунд) почти невозможно. Если вы хотите получать ночные снимки четкими и резкими, то обязательно используйте штатив и чем он более устойчивый, тяжелый, тем вам лучше. Если внизу несущей штанги штатива имеется крюк на который есть возможность что-то повесить (к примеру сумку) это отлично поможет повысить устойчивость еще больше. Даже очень малое смещение может сильно “смазать” итоговый результат.

Выберете заранее место

Проверьте ночное освещение, округу, проверьте ночное движение машин если это нужно для съемки, найдите удобную точку и другие аспекты. Нужно подобрать оптимальное место, чтобы окружающая обстановка ночью была комфортна и выглядела наилучшим образом. Не все что хорошо в свете хорошо в темноте.

Выставите правильные установки для ночной съемки

Первое что нужно – это перевод камеры в ручной режим М, чтобы вы могли опытными путями подобрать оптимальную установку диафрагмы и выдержки. Делайте пробные снимки и оценивайте результат в этом вам может помочь экспонометр камеры. Если снимок ярковат, то уменьшите выдержку и наоборот.

Как получить “звездный” эффект

Отличный способ добавить атмосферности ночью – это эффект “звезды”. Для этого вам нужно зажать диафрагму в районе f/16, что не только увеличит глубину резкости, но и превратит огни ночи в звезды.

Проверьте композицию

Очень важно проверить какие элементы композиции в тени и какие на свету, что выделяется, а что нет. Думайте об освещенности и представляйте итоговый результат. В ночной съемке очень важен яркий контраст между светом и тенью. Ищите правильную точку с наилучшим освещением.

Mirror Lock-Up

Функция Mirror Lock-Up – это то что позволит исключить сотрясения от поднятия зеркала в фотоаппарате, что нам важно. Найти ее можно обычно в дополнительных настройках.

Исключите соприкосновения с камерой

Опять же о дополнительных мерах от “смазанных” снимков. Нужно исключить прикосновения к камере до минимума при использовании длительной экспозиции, и тут очень к месту будет если у вас есть возможность управлять фотоаппаратом через пульт. Но если такой возможности нет, то используйте хотя бы таймер отсрочки спуска.

Используйте людей

Часто люди мешают нам при съемке, но в ночи вы можете их использовать как интересные “силуэты” или получить творческий эффект движения за счет выдержки от 1/2 до 1/4 секунды.


Правильный выбор ISO

Если вы снимаете городские сцены и используете большую выдержку, то вы можете выставить ISO 100-200, которое поможет снизить цифровой шум и получить максимум деталей. Если вы используйте короткую выдержку, то используйте максимальное ISO на котором ваша камера выдает хорошее качество снимков. И помните, что при длительных выдержках происходит нагрев матрицы, что приводит к значительному шуму и на маленьких ISO.

Motion blur

При ночной съемке очень легко получить интересные линии движения к примеру на автостраде. Для этого достаточно иметь штатив и выставить выдержку 2-5 секунд и огни фар превратятся в светящиеся реки.

Как выбрать время

Разное время даст совершенно разный эффект. Можно получить очень интересные и уникальные снимки и в сумерках, когда огни ночи уже зажглись, но небо еще не потухло. Вы даже возможно сможете получить красивые облака и интересный контраст. Заранее спланируйте свою идею и сравните результаты разной съемки для себя.

Баланс белого

Лучше не используйте автоматический баланс белого так как в ночных съемках камера очень плохо ориентируется. Если вы хотите получить хороший или даже отличный результат, то отрегулируйте его обязательно сами.

Отключение стабилизатора

Отключение стабилизатора – это очень важный момент так как данная функция предназначена для съемки с рук. Вы можете получить совсем противоположный результат при съемке со штатива вместе с длительной выдержкой. Стабилизатор может выполнить совсем не нужные движения и кадр испортится. Выключите его, чтобы перестраховаться и не переживать.

Как снимать движение звезд

Используйте отражения

Ночные отражения – это очень эффектный вариант добавить красоты вашему кадру. Количество огней и цвета удваивается и вы получаете завораживающий эффект.

Подсветка

Когда вокруг нет никакого света даже от луны, то вы можете помочь себе подсветкой. К примеру обычные фонари и учитывайте температуру света. Не забудьте заранее выбрать композицию для съемки и переключите в ручной режим экспозиции вашу камеру экспериментируя с подсветкой, диафрагмой, выдержкой. Если вы будете двигать источник света, то это даст более интересный и естественный результат.

Камера в холоде, а батарея в тепле

Батарея от холода разряжается крайне быстро и особенно используя длительную выдержку, если вы хотите снимать долго позаботьтесь о их тепле и носите запасные аккумуляторы. Камеру же можно даже вывести из строя или получить запотевание линз от перемещения из холода в тепло.

И напоследок, если вы будете экспериментировать и учится использовать правила ночной съемки вы обязательно получите отличный результат.

Сегодня уже вряд ли кто будет отрицать то, что фотография - один из полноправных видов искусства. Фотография - искусство, в основе которого лежит свет. Даже само слово фотография переводится как светопись (фото - свет, графия - писать). Причем, не имеет совершенно никакого значения то, какой фотокамерой вы работаете - цифровой или плёночной. Для получения фотографического изображения свет вам необходим в любом случае.

Но как же тогда фотографировать ночью? Ведь ночью нет света. Точнее, его явно недостаточно. Это мы понимаем на уровне интуиции. Да, действительно, снимать ночью не так-то просто. Для того, чтобы получить по-настоящему хорошие и интересные снимки, нужно многое знать и многое уметь, обладать некоторым опытом в работе. Эти знания и этот опыт, естественно, не приходят сразу, одномоментно. Этому нужно долго учиться. Но все же некоторые советы, которые, как нам кажется, помогут вам успешно фотографировать ночью, мы постараемся вам дать в этой статье.

Начало

Первым делом нужно выкроить вечерок для неспешной прогулки по городу, в котором вы живете. Выбраться на эту прогулку нужно за некоторое время до захода солнца. Не торопитесь, пройдитесь по знакомым вам давным-давно улицам, понаблюдайте за жизнью родного города. Посмотрите, что вокруг происходит. Сравните утреннюю, дневную и вечернюю жизнь города. Уверяем вас, вскоре вы поймете, что это очень интересное занятие! Наверняка вы откроете для себя много нового, необычного. Приглядитесь к вечернему освещению. Сравните его с дневным, утренним. Обратите внимание на цвета - как они меняются в городе в зависимости от времени суток. Многие думают, что ночь - это темнота, мрак. Но, поверьте, это совершенно не так! Ночь - совсем не непроглядная пустота! Даже совсем маленький, провинциальный городок ночью мерцает огнями уличного освещения, фарами автомобилей, витринами магазинов, окнами домов. При таком освещении даже давно привычные вещи превращаются в необычные, порой просто фантастические объекты, как будто совершенно новые, неведомые вам. Ночью в привычном и родном любимом городе можно повстречаться с совсем другим, незнакомым городом!

Город, погруженный в ночь, всегда готов подарить фотографу огромное количество возможностей для того, чтобы реализовать свои творческие фантазии, свой творческий потенциал. Ночь в городе готова подарить вам тысячи идей! Да, никто не спорит, что ночь отнимает у нас солнечный свет. Но вместо яркого солнца - одного небесного светильника - она дает нам миллиарды маленьких светил, маленьких огоньков. И эти светящиеся в ночи помощники фотографа, и в то же время его натурщики, имеют разный цвет, разную форму, разное происхождение! А еще некоторые из них обладают способностью к передвижению! Ночной город с его светом - это поистине чудо!

Что делать?

Для начала расскажем вам о важнейших моментах, о которых нельзя забывать, отправляясь в город на ночную съемку. Если вы примете их к сведению, то у вас появятся все шансы получить в итоге неплохие снимки, на которых тени будут красивыми, цвета глубокими, а освещение необычным. Всё это поможет вам, и, что намного важнее, зрителю, рассматривающему ваши работы, увидеть близкий и знакомый город совсем другими глазами, совершено по-иному.

Многие неопытные фотографы считают, что фотографировать в ночном городе компактной камерой не имеет никакого смысла. Но это не совсем так. Тем не менее, лучше все-таки работать зеркальным или даже беззеркальным фотоаппаратом, у которого есть возможность снимать с отключенной автоматикой. Нужно научиться пользоваться ручным управлением фотокамерой, все необходимые параметры устанавливать самостоятельно.

Итак, что же вам потребуется для ночной съемки в городе?

  1. Фотоаппарат с возможностью ручного управления.
  2. Пульт дистанционного спуска затвора.
  3. Легкий, но устойчивый и надежный штатив. Такой, чтобы особо не обременял вас на этой прогулке.
  4. Широкоугольный светосильный объектив (впрочем, такой объектив совсем не обязателен, просто им хорошо снимать панорамы ночного города…).
  5. Для того чтобы в кадре было меньше бликов, хорошо иметь бленду. Она надежно защитит объектив вашего фотоаппарата от нежелательного воздействия ярких лучей света.

Снимая ночью в полуавтоматическом или полностью ручном режиме, фотограф сможет настроить все параметры съемки именно так, как ему это необходимо для того, чтобы получить красивые и интересные, качественные фотографии. При помощи ручных настроек легко регулировать яркость изображения, количество поступающего на светоприемник света. Ну а для того, чтобы при съемке на длительных выдержках со штатива избежать вибрации фотокамеры (при малейшей вибрации неизбежно смазывание изображения) вам потребуется троссик или пульт дистанционного управления аппаратом. Что именно - зависит от конструкции, модели вашей камеры.

Любому специалисту, работающему со сложной и точной техникой, необходимо знать ее возможности. Это относится в том числе и к фотоаппаратуре. Перед тем, как отправиться на ночную съемку, рекомендуем как следует изучить вашу фотокамеру, разобраться с тем, на что она способна, что она вообще может себе (да и вам тоже, как ее хозяину) позволить, а что - нет… Зная возможности аппаратуры, вы легко сможете определиться с тем, что можно будет получить в качестве результатов работы. Что вам можно будет снимать, а что - к сожалению, нельзя. Например, некоторые зеркальные фотокамеры в режиме автоматической фокусировки при слабом освещении работаю лучше, чем при ярком свете. Другими же зеркалками ночью лучше снимать при ручной фокусировке. Проверьте вашу камеру и на предмет качества съемки в темноте на высокой светочувствительности (высоком значении ISO). При этом первым делом обратите внимание на уровень шума на изображении. Это становится особенно значимым, если вы решили снять какой-то объект, находящийся в движении. В этом случае вам не обойтись без значительного повышения светочувствительности. Вот почему уровень шума становится важным. Тем не менее, не забывайте и про то, что штатив твердо удерживает в неподвижном положении фотокамеру, а вот сам объект, который вы снимаете, если он движется, может получиться на снимке смазанным.

К чему нужно стремиться

Если вы поставили перед собой задачу в условиях ночного света сделать четкий, хорошо освещенный красивый кадр, то выполнить эту задачу будет очень и очень непросто. Не повышая светочувствительность, справится с ней почти невозможно. Для того чтобы сделать такой снимок, вам потребуется достаточно светосильный объектив, а снимать придется со значительным повышением светочувствительности - на несколько ступеней. Диафрагма в этом случае должна быть открыта довольно широко - вплоть до значений f/2,8 или даже f/1,7. Значение ISO установите не меньше 400. Уровень шума при этом будет минимальный, но учтите, что при таких параметрах съемки глубина резкости на снимке тоже будет очень маленькой. Из практики известно, что большинство моделей зеркальных фотокамер на значении ISO 400 дают достаточно качественное и «нешумное» изображение.

При ночной съемке можно поставить перед собой и другую задачу: получить красивое размытое изображение движущихся объектов. Очень эффектно, например, выглядят цветные полосы, «нарисованные» в кадре светом фар движущихся автомобилей. Хорошо поиграть со светом и при съемке других движущихся светящихся объектов. Попробуйте, например, сфотографировать проходящего мимо вас человека с сигаретой во рту. При такой съемке нужно уменьшить значение ISO и снимать на длинных выдержках и при прикрытой диафрагме. ISO можно понижать вплоть до минимальных значений, даже до значения 100. Диафрагму закрывать до f/16. Снимать при этом, естественно, придется с выдержкой длительностью в несколько секунд. Тут следует напомнить, что большинство зеркальных фотокамер позволяют открывать затвор лишь на время до 30 секунд. Этого при ночной съемке может быть мало. Вот почему рекомендуем воспользоваться режимом Bubl. Но, так или иначе, без штатива тут будет обойтись просто невозможно. При съемке с рук или даже при хорошем упоре можно смело дать стопроцентную гарантию того, что размытым получится всё изображение, а не только движущийся объект. Вот для этого и необходим пульт дистанционного управления фотокамерой. Ведь даже если вы установите свой фотоаппарат на штатив, при нажатии на спусковую кнопку вы подвергните его вибрации, и, естественно, смажете изображение. Правда, есть способ обойтись и без пульта дистанционного управления - поставить фотокамеру на таймер, который некоторые называют автоспуском.

В связи со всем вышесказанным, хотим обратить ваше внимание еще на один достаточно важный момент. Чем дольше открыт затвор (чем больше выдержка), тем больше шума появляется на созданном изображении. Причем, это работает даже при низких значениях ISO. Особенно это заметно на зеркальных фотокамерах. Для того, чтобы бороться с этим явлением, в некоторых моделях зеркалок предусмотрен режим так называемого шумоподавления. Более того, при съемке на длительных выдержках это режим может включаться автоматически.

Изучайте свой город!

Любой город не похож на какой-то другой. В каждом городе есть что-то такое, чего нет в другом. Свои достопримечательности, свой национальный колорит, особенности архитектуры… Да что и говорить, у каждого города, как и у любого человека, свой неповторимый характер, своя история, своя судьба, своя душа. Конечно же, всё это отражается на фотографиях - своеобразных портретах города. И чем талантливее фотограф, тем глубже, многозначительнее, многограннее будет этот портрет. Мы уже рассказывали сегодня про прогулку по городу, который вы решили запечатлеть во время его ночной жизни. Это очень важно. Не пренебрегайте этим.

Большие города, столицы стран мира, мегаполисы - это поистине безграничные источники вдохновения для людей творческих, фотографов и художников. Обилие архитектурных памятников, красивых зданий делают их великолепными объектами для творческой фотографии. Хорошо, если вы знакомы с городом, в котором вам предстоит вести ночную съемку, давно «на ты» с его тихими двориками, заборами, мостовыми, какими-то потаенными уголками, незаметными для постороннего глаза заезжего туриста. Ну, а если пришлось фотографировать в незнакомом городе, то рекомендуем ночью снимать центральные его районы, которые, чаще всего, и бывают самыми оживленными. Плюс ко всему эти места обычно и самые освещенные. И, что еще немаловажно: эти места многолюдны, а значит и менее опасны с точки зрения преступности. Не забывайте про то, что вы снимаете ночью, когда активизируется и криминал… Ни при каких обстоятельства при ночной съемке даже в знакомом и родном городе не теряйте бдительность! Не забывайте о том, что у вас на шее, а значит и на виду у всех, висит совсем не дешевая «игрушка». Где гарантия того, что она может понравится кроме вас кому-то другому… Ведь сорвать фотокамеру с шеи зазевавшегося в чужом и незнакомом городе заезжего туриста таким людям не представляет особого труда. За такими зеваками подобные элементы следят особенно пристально и легко вычисляют их в толпе, при этом сами умеют оставаться незамеченными.

Начинающие фотографы, решившие поснимать ночью, обычно задаются вопросом: в какое время лучше всего делать ночные снимки. Тут всё зависит от того, что вы хотите получить. Если вам нужны «блуждающие тени», «призраки людей» - то обилие гуляющих по ночным улицам горожан не должно вас смущать. Если же вы поставили своей целью передать на снимке тишину и покой ночного города - то рекомендуем выйти на съемку ранним воскресным утром. В это время людей в обычно людных и шумных местах практически нет. К тому же, в эти часы вы сможете запечатлеть очень красивое небо - оно может быть и глубоко черным, и пурпурным, и красным… На фоне ночных огней и силуэтов зданий это смотрится весьма эффектно.

Поинтересуйтесь прогнозом погоды

Это тоже достаточно важно. Например, если вы решитесь выйти в ночной город после летнего ливня - то станете свидетелем поистине чуда. Город в эти минуты выглядит просто великолепно! Его улицы будут сверкать от воды на тротуарах и проезжей части, а отражающиеся в этой воде огни ночного города в несколько раз умножат его красоту. Проезжающие по лужам автомобили, брызги, создаваемые их движением - это просто феерия огней, фонтан, праздник, шоу! А ночной снегопад?! Да еще если снег падает крупными хлопьями! Скажите, ну что еще может быть красивее! Эти белые, светящиеся в ночных огнях пятна, размытые полосы - как же это здорово! А лежащий на асфальте, на стоящих машинах, на выступах домов только что выпавший, белый невинный снег… Мокрый снег, налипший на заборы, на ветви деревьев, на одежду ночных прохожих… Это же просто раздолье для творчества, для полета фантазии фотографа! Но, снимая в таких условиях, конечно же, нужно позаботиться о защите камеры.

Если вы загодя поинтересуетесь прогнозом погоды на время запланированной прогулки с фотокамерой по ночному городу, то вы сможете не только заранее продумать сюжеты для своих снимков, но и решить, как одеться самому, как защитить камеру от капризов природы. Возможно, это вам может показаться не самым значимым фактором, но, тем не менее, удобная и комфортная одежда для фотографа - дело чрезвычайно важное. Одеваться нужно тепло и удобно.

Заключительные замечания

Фотографирование ночного города - прекрасная возможность для творческого самовыражения фотографа. Город днем и тот же город ночью - это два совершенно разных мира. Ночью привычный многим город выглядит совсем по-другому, по-новому. Главная задача фотографа - уловить эту ночную красоту, передать зрителю не только её, но и настроение ночного города, передать его дух, отразить на снимках его душу. Блестящая чернота ночных городских улиц, люди-призраки, снятые при длительной выдержке, полосы огней - все эти детали работают на психологическое восприятие ваших работ. Не стесняйтесь! Дайте волю своей творческой фантазии, снимайте, экспериментируйте! Благо, сейчас это не так затратно - ведь нет необходимости запасаться огромным количеством фотопленки!

Хочется надеяться, что наши рекомендации, изложенные в этой статье, окажутся вам полезными. Но не ограничивайтесь только ими! Придумывайте собственные приемы, изучайте творчество известных мастеров фотографии, читайте книги и журналы, листайте фотоальбомы классиков, посещайте фотовыставки.

Ну и еще раз хочется напомнить о необходимости особого, повышенного внимания во время прогулки с фотоаппаратом по незнакомому ночному городу. Следите за аппаратурой. Ведь она - ваша. Но легко может стать чужой…

Удачи в творчестве!

Съемка ночью или в темноте. О, да.

Это то, о чем меньше всего думают, покупая фотокамеру и то, к чему очень быстро приходят. Ночная съемка так романтична.

Технически, съемка с рук в темноте несложна, но есть ряд существенных ограничений, которые ее низводят до уровня невозможности исполнения или неприемлимости по качеству:

  • Длинная выдержка из-за слабого освещения
  • Высокое ISO из-за длинной выдержки
  • Цифровой шум из-за высокого ISO

Как "правильно" фотографируют ночью начинающие фотографы?!

Нетребовательные юные фотографы поднимают встроенную вспышку и с упоением щелкают затвором, ослепляя всех вокруг. Более внимательные, не обязательно более опытные, недовольно хмурят брови при виде плоских лиц, красных глаз и неестественного гротескного освещения.

Другие, начитавшиеся фотоблогов c ответами о том, как фотографировать и уже прикупившие штатив, внезапно обнаруживают, что внешне неподвижные люди очень даже подвижны при съемке на длительной выдержке. Привет смазанным фотографиям и штативу Манфротто за бешенные деньги. :)

Третьи радостно задирают ISO, особенно, если зеркальный фотоаппарат позволяет поднять ИСО до over 25к+, и потом печально вздыхают, глядя на безнадежно испорченные цифровым шумом фотографии.

Четвертые сталкиваются с некорректным автофокусом. Вроде наводиться фотокамера, но не туда и не так как-то, в общем-то. Или же вообще отказывается фокусироваться.

Это те основные проблемы, что посетят нашего фотографа, пытающегося что-то сфотографировать ночью или просто в темноте. Однако, радует то, что эти проблемы вполне решаемы, ежели подойти умеючи.

Заводя разговор о ночной фотосъемке нужно знать, что существует два основных фотоаксессуара, что очень сильно облегчают ночную фотосъемку. Это:

  • Вспышка. Внешняя или встроенная
  • Штатив

И сейчас мы поговорим о том, как фотографировать ночью при их наличии и отсутствии. И, раз вы начинающий фотограф, то начнем мы с их отсутствия.

Как фотографировать ночью без вспышки?!

При подобной фотосъемке у начинающего фотографа есть следующий выбор в том, как фотографировать:

  • При помощи штатива
  • При помощи высокого ИСО(ISO)

Суть сводится к тому, чтобы обеспечить выдержку на фотоаппарате, достаточную для того, чтобы исключить смазанную фотографию.

Что произойдет, если поднять ИСО при съемке ночью?!

Поднимая ИСО, вы можете уменьшить выдержку до того значения, что позволит вам получить четкий снимок, без шевеленки или смазывания.

Этот метод хорош всем, за исключением одного момента:

Поднятие ИСО приводит к появлению большего количества цифрового шума и чем хуже матрица вашего фотоаппарата, то тем сильнее будет и цифровой шум на фотографии.

К слову сказать, поднятие ИСО всегда приводит к появлению и усилению цифрового шума. Без разницы, когда и как вы фотографируете: днем или ночью.

Как снимать ночью или в темноте со штативом?!

Самое разумное, что вы можете сделать, коль возжелали что-то пофотографировать в потемках это использовать штатив.

Штатив может быть любым: дорогим или дешевым, с поворотной головкой или без. Его задача сводится лишь к обеспечению полной неподвижности фотоаппарата при ночной фотосъемке. Да, собственно, и не только ночной.

Благодаря штативу можно использовать любые длинные выдержки, что позволит вам ваш цифровой фотоаппарат, совершенно не опасаясь смаза или шевеленки на кадрах. У вас не будет никакой необходимости в поднятии ИСО.

Иначе говоря, если вы фотографируете при помощи штатива, то ИСО можно устанавливать в его минимальное значение.

Если штатива нет т.е. вы совсем уж начинающий фотограф, то можно использовать любую подходящую для укладки фотокамеры поверхность и обеспечения ее неподвижности при фотосъемке.

Как фотографировать ночью со вспышкой?!

Для начала вы должны понимать, что любая вспышка, будь хоть она навесная или встроенная, способна осветить лишь на сколько-то метров и стало быть, осветить вспышкой весь московский Кремль не получится.

Вспышки хороши при ночной фотосъемке портретов, небольших интерьеров или зданий и тому подобного. В общем, всего того, на что хватит освещения от этой самой вспышки.

Сам процесс ночной фотосъемки при помощи вспышки прост.

Подняли встроенную / включили и настроили внешнюю и фотографируйте себе на здоровье. Как правило, любая вспышка Кенон/Никон/Пентакс/Сони/Самсунг прекрасно работает в автоматическом или полуавтоматическом режиме на родной для себя фотокамере, что очень облегчает жизнь начинающему фотографу.

Подробности же использования фотовспышки описаны в инструкции к вашему фотоаппарату или самой вспышке, а про использование вспышки при съемке портретов ночью мы поговорим чуть дальше.

Как снимать ночью без штатива?!

Как уже указывалось, попытки позаниматься фотографией в темное время суток чреваты длинной выдержкой, а не гопниками, как вы могли бы подумать. Увы и ах, но у начинающего фотографа существует только два варианта для фотосъемки ночью и без штатива т.е. с рук:

  • Использовать высокое ИСО
  • Использовать вспышку

Проблемы, которые порождают обы этих варианта ночной фотосъемки уже рассмотрены чуть выше.

Как фотографировать портреты ночью на цифровой фотоаппарат?!

В основном используется три варианта того, как можно снимать портреты людей или просто самих людей ночью:

  • С использованием встроенной или внешней вспышки
  • С использованием высокого ISO
  • С использованием штатива и вспышки

Съемка портрета ночью с использованием вспышки

При использовании встроенной вспышки "в лоб", вы получите достаточно плоское освещение и соответственно плоские лица своих друзей. Эффект красных глаз и резкие тени идут комплектом к фотографии, сделанной подобоным образом.

В целом, ощущения от подобных фотографий ужасны и посему, я категорически не рекомендую использовать встроенную вспышку.

Гораздо лучше ночные портреты получаются при использовании внешней вспышки с поворотной головкой т.е. вспышку можно направлять в разные стороны и оперировать при этом отраженным от какой-либо стены или потолка светом, что дает более мягкое и лучшее освещение портрета.

Проблема внешних вспышек заключается в том, что они достаточно дорогие. Вспышки Кенон/Никон с поворотными головками стоят достаточно дорого. Стоимость вспышек Пентакса вообще вгоняет в тихий ужас.

Ситуацию с вспышками спасает китайский производитель вспышек марки YongNuo.

Но здесь имеется другая проблема: большая часть моделей вспышек YongNuo требует ручную настройку, что налагает более высокие требования к навыкам начинающего фотографа. Как минимум: знание экспозиции, экспопары и съемки в мануальном режиме на фотоаппарате.

Как фотографировать ночью на высоком ИСО!?

При фотосъемке, через установку высокого ISO, можно получить вполне неплохой снимок, который будет иметь право на жизнь и который сохранит всю естественность освещения на фотографии.

Однако, будьте уверены в том, что фотосъемка в темноте, через поднятие ISO, занятие не для слабонервных фотографов, ибо обилие цифрового шума на снимке будет колоссальным, особенно, при съемке на дешевый цифровой фотоаппарат типа цифрозума или мыльницы.

И стало быть можно предположить вывод, что ночью, с высоким ИСО, хорошо снимают только продвинутые фотоаппараты с светосильной оптикой. В принципе, можно и не предполагать, ибо это так и происходит.

Запомните: если вы используете штатив, то у вас нет необходимости в установке высокого ИСО при любом виде фотосъемок.

Как снимать портреты людей ночью, используя штатив и вспышку?!

Теперь мы подошли к самому главному: как сфотографировать хороший портрет ночью?!

Из заголовка вы уже поняли, что нужно использовать штатив и вспышку. Проблема же это подхода к фотосъемке кроется в том, что необходимо проработать самого портретируемого и все то, что его окружает. Особенно, задний план.

И вид ночной съемки, что позволяет все это, получил название "фотосъемка с медленной синхронизацией" по "передней или задней шторке". Вы устанавливаете фотоаппарат на штатив, настраиваете экспозицию для проработки заднего плана и включаете режим медленной синхронизации по задней шторке.

Что произойдет при подобном способе фотосъемки?!

Фотоаппарат проэкспонирует задний план и в последний момент выдержки включит вспышку автоматически, что и позволит вам получить четкий портрет человека на переднем плане, без смаза и шевеленки.

Можно проделать все тоже самое, но полностью в мануальном режиме на фотоаппарате. Как правило, это позволяет получить фотографию с лучше проработанными тенями и освещением.

Фотографируем портрет в полностью мануальном режиме со штативом и вспышкой

Выполняется сия фотосъемка следующим образом:

  • Устанавливаем фотоаппарат на штатив
  • Выбираем мануальный режим съемки на фотокамере и подбираем экспозицию для проработки заднего плана или фона.
  • Подбираем мощность вспышки для достаточного освещения человека на переднем плане.
  • Включаем режим медленной синхронизации по задней шторке
  • Устанавливаем таймер на фотоаппарате и жмем спуск на фотоаппарате.

Вспышка не должна быть излишне мощной. Нам необходимо лишь подсветить человека, не сильно отрывая его от заднего плана визуально. Описание того, как включается режим медленной синхронизации на вашем фотоаппарате, вы можете обнаружить в его же инструкции.

Это самый действенный и эффективный способ фотосъемки ночью, что гарантирует получение качественного ночного портрета человека без смаза, шевеленки и низким уровнем цифрового шума из-за отсутствия необходимости задирать ИСО.

Комбинировать же высокое ISO, вспышку и штатив бесполезно, ибо своей сутью они все противоречат друг другу.

По традиции фотоблога, про фотографию из статьи:

Это один из первых моих снимков, что я сделал ночью. Фотосъемка осуществлялась глубокой ночью в полностью мануальном режиме фотоаппарата без вспышки и штатива.

Отсутствие штатива я компенсировал укладкой фотоаппарата на какое-то ограждение. Не столь удобно, как со штативом, но неподвижность фотоаппарата при съемке была обеспечена и стало быть, задирать при съемке ИСО не было необходимости.

Подбор экспозиции позволил получить проработанное лунное освещение на горах, на самом заднем плане. К слову сказать, это проработка настолько смущает неопытных фотографов, что они принимают сию линию гор за какой-то дефект обработки снимка.

Использование длинной выдержки размыло поверхность воды, но я подбирал ее таким образом, чтобы все же сохранить небольшую рябь волн на воде.

Бонус для тех, кто дочитал до сего места. Обратите внимание, что все огни на фотографии обладают вытянутыми лучами, подобно звездам.

Подобный эффект можно получить при использовании закрытой диафрагмы т.е. диафрагменное число находится в пределах 12-16, и чем больше вы закроете диафрагму, тем сильнее будут вытянуты лучи.

В целом же, получилась вполне себе неплохая интересная фотография, снятая в ночное время. Романтичненько так.

Методы съемки, описанные в статье, не претендуют на уникальность, однако многие смогут почерпнуть некоторые знания по фотографированию ночного города.

Ночной город смотрится иначе. Он не похож на себя в дневное время. Вся грязь и мусор прячутся в тенях, а здания и дороги удивительным образом контрастируют с темнотой благодаря разноцветной подсветке и фонарям. Чем же отличается съемка в дневное и ночное время?

Основное отличие в съемке ночью в том, что отсутствует один источник света - солнце. Днем солнце светит настолько ярко, что оно заполняет светом всё вокруг. Лучи отражаются от окружающих предметов, и мы их видим намного отчетливее, чем ночью. Ночью всё совсем иначе. множество слабых источников света поглощаются своим окружением. Маленькие точки света от фонарей сильно контрастируют с окружением и обычные методы экспозамера бессильны. Идеальные снимки получаются не глубокой ночью, а вечером. Когда солнце только садится и небо еще подсвечено его лучами, контраст с искусственными источниками света идеален. Лучше всего снимать в то время, когда освещение улиц только включилось.




Из-за слабого освещения увеличивается экспозиция. Это повлияет на выдержку и ISO. Они значительно увеличатся, а диафрагма наоборот, уменьшится. Увеличение ISO от 400 до 800 приведет к появлению шума, поэтому в ручном режиме нужно устанавливать это значение на как можно меньшее число. выдержку можно смело увеличивать до 15-30 сек., однако в таком случае необходим штатив, иначе вы рискуете получить смазанную картину. Используя штатив, выдержку лучше поставить побольше, при этом притемнить кадр диафрагмой. Короткая выдержка зафиксирует силуэты людей и короткие полосы от фар. Это смотрится несколько хуже, чем длинные реки света, изливаемого фарами автомобилей. Также длинная выдержка исключит появления призрачных силуэтов людей. Это правило не является обязательным. Каждый волен выбирать настройки, которые ему по душе. Тут доступна полная свобода для экспериментов.




важным фактором при ночной съемке является правильная установка цветового баланса. Городское освещение в основном использует лампы накаливания. Именно по ним стоит настраивать цветовой баланс. Это также не обязательное правило. В конце концов, всегда можно произвести корректировку освещения и баланса белого в графическом редакторе.




Разгуливать по ночному городу с камерой на штативе не совсем безопасно, поэтому, лучше пригласить с собой друга. если вы не имеете опыта ночной съемки, то хорошие кадры сразу не получатся. Сначала поставьте фотоаппарат на штатив и сделайте несколько кадров с различными поправками экспонирования. Внесите корректировки и тогда, доводите настройки до уровня, при котором вы окажетесь довольны снимком. Со временем придет опыт, и вы на глаз сможете определять, какие настройки нужно устанавливать при различном освещении.