Может воспитатель попросить родителей постирать кукольное белье. Конспект проведения хозяйственно-бытового труда в средней группе
1.Занятие
Задачи:
1. Учить детей отображать в игре жизненные ситуации (стирка белья).
2. Воспроизводить этапы игрового действия в логической последовательности (налить воды, замочить, намылить, потереть платочек руками, отжать, прополоскать, отжать, повесить на веревочку). Помочь детям освоить предметный план игры.
3. Доставить детям удовольствие.
Оборудование: Тазики, мыло, платочки (на каждого ребенка). Веревка для белья, прищепки
План занятия:
Приветствие:
Разминка: Упражнение «Мои веселые пальчики»:
Основная часть
Орг. момент: Воспитатель вносит грязный и чистый носовой платочек: «Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? Какие они? (чистые и грязные) А что нужно сделать, чтобы платочек стал чистым. Чем стирают белье?
1. Педагог совместно с детьми готовит все необходимое для стирки (вода, мыло, тазик).
2. Показ педагогом стирки носового платочка с речевым сопровождением игровых действий.
3. Раздать детям платочки и предложить их постирать.
4. Самостоятельное выполнение детьми стирки носового платка. Педагог наблюдает за последовательностью выполнения действий, спрашивает детей, что они делают, что сделали, и что будут делать.
5. Развешивание платочков, уборка оборудования, мытье рук.
Релаксация: Упражнение «Волшебный сон». Звучит тихо спокойная музыка. Дети лежат на ковре и выполняют движения, согласно содержанию стихотворения:
Прощание: Дети прощаются друг с другом и с педагогом. Можно использовать слова:
Занятие
Задачи:
1. Закрепить прошлый игровой опыт детей.
2. Оказать детям необходимую помощь в планировании игры (предварительно приготовить необходимый игровой материал).
3. Доставить детям удовольствие от игрового общения с педагогом, игрушками и сверстниками.
Оборудование: Тазики, мыло, кукольное белье (на каждого ребенка). Веревка для белья, прищепки
План занятия:
Приветствие: «Здравствуйте детки! Как вы хороши. Губки – алы, зубки – белы, щечки – розовы».
Разминка: Упражнение «Мои веселые пальчики» (смотри предыдущее занятие).
Основная часть
Орг. момент: детям предлагается постирать кукольное белье.
1. Помочь приготовить все необходимое для стирки (вода, мыло, тазик).
2. Раздать детям вещи куклы и предложить их постирать.
3. Самостоятельное выполнение детьми игрового действия (стирка кукольного белья, и его развешивание на веревочки). Педагог наблюдает за последовательностью выполнения действий, спрашивает детей, что они делают, что сделали, и что будут делать.
4. Уборка оборудования, мытье рук.
Релаксация: Упражнение «Ручеек». Детям предлагается лечь на спинку на ковер, раскинув в стороны ручки и ножки, как звезды. «Тянемся ручками к ручейку (вдох), выдох – расслабляем ручки. Поплещемся в ручейке ножками, тянем к ручейку ножки (вдох), опускаем (выдох). Повторить движения три раза в медленном темпе. Затем дети встают и прощаются друг с другом.
Прощание:
Предварительная работа:
Чтение потешки:
Тема: «Поездка в зоопарк»
Задачи:
1. Учить детей использовать напольный строительный материал для сооружения клеток для зверят - игрушек.
2. Помочь детям развить сюжет, обыгрывать постройки.
3. Актуализировать прошлый игровой и речевой опыт детей.
Оборудование: Напольный строительный материал; черепашка, игрушки - зверята (на каждого ребенка); мелкий строительный материал (используется для кормушки, корыто для воды, можно использовать различные коробочки, баночки как предметы-заместители).
План занятия:
Приветствие: «Я рада Вас видеть. Давайте поздороваемся. Я дотронусь перышком до своего соседа и прошепчу: «Дима, я рада тебя видеть». Теперь Дима берет у меня перышко, передает его Кате и говорит: «Катя, я рад тебя видеть» и т. д.»
Разминка: Упражнение «Едем - едем в зоопарк»
Основная часть
Орг. момент: Педагог вносит черепашку - игрушку в группу и знакомит с ней детей: «Ребята, эта черепашка потерялась. Она живет в зоопарке и не знает, как помочь своим друзьям. Все животные разбежались, скоро наступит ночь и им негде ночевать, всем нужны клетки».
1. Дети приходят в зоопарк, где живут разные животные. Детей приветствует начальник зоопарка (педагог), и предлагает построить клетки для зверят. Предлагается построить клетки для зверят. Но сначала нужно найти зверят.
2. Дети вместе с педагогом ищут в группе животных зоопарка (игрушки).
3. Дети строят клетки, используя строительный материал. Педагог помогает обустроить жилище для зверят (поставить корытца для еды и воды)
4. «Кормление» зверят. Педагог показывает, как можно общаться с животными во время кормления, предавая интонацией доброжелательное, заботливое отношение к животным. Учит отображать простейшие взаимоотношения между персонажами.
5. Экскурсия по «зоопарку». Педагог берет роль экскурсовода на себя. И закрепляет знания детей о том, какие животные живут в зоопарке, как за ними ухаживают взрослые.
Релаксация: Упражнение «Сон в зимнем лесу».
Дети лежат на ковре, слушают спокойную музыку. Педагог тихо говорит слова стихотворения Н. Пикулевой:
Затем пауза. Педагог сообщает, по какому сигналу дети проснуться (когда заиграет дудочка, колокольчик и.т.п.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают и прощаются друг с другом и педагогом.
Прощание : Можно использовать слова:
Предварительная работа:
Провести наблюдение за черепахой. Дать представление об основных частях тела и о том, что она ест и где живет.
Рассмотреть иллюстрации, картинки домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова, гусь, утка, курочка, зайчик, медвежонок).
тазик с водой, клеёнка, фартуки, тряпочки, игрушки.
воспитатель объясняет, что нужно засучить рукава у кофточек, надеть фартуки и аккуратно протирать игрушки, не брызгаться.
художественное слово, загадка: без труда – не выловишь и рыбку из пруда и говорит: « Давайте займемся трудом, чтобы наши игрушки засияли и улыбались.
сначалавоспитатель берёт игрушку, объясняет и показывает все свои действия: как правильно держать тряпочку, не махать тряпочкой в стороны, какой она влажности должна быть, что протирать нужно чисто, аккуратно, в труднодоступных местах, протирать игрушки насухо и тихонько ставить на место.
напоминает последовательность действий.
в процессе работывоспитатель всё время находится рядом и смотрит за выполнением действий ребят, подбадривала и поощряла каждое действие; обязанности давала детям, которые сразу откликнулись на данную идею и по умениям(у кого что лучше получалось ранее). Демид и Милена убирали игрушки с полки, Настя и Варя протирали, а Аня и Никита расставляли красиво.
трудовые навыки и умения приобретены полностью. Вся работа проходила интересно, живо. Дети все трудовые операции выполнили аккуратно, последовательно и с радостью.
Средняя группа, дежурство в столовой.
1.Подготовка оборудования и материалов для детского труда: фартуки для дежурных, посуда для сервировки, алгоритм сервировки стола.
2.Выполнение гигиенических требований к организации труда: мытьё рук перед выполнением работы, одевание фартуков и шапочек.
3. Какими приёмами был вызван интерес у детей к труду: беседа, элемент сюжетно – ролевой игры (кукла пришла в гости).
4. Объяснение и показ приемов работы: воспитатель говорила, что нужно брать аккуратно посуду, не торопиться, быть внимательными. При необходимости помогала.
5. Закрепление последовательности выполнения работы: помощь воспитателя нетребовалась, так как на стене был прикреплён алгоритм сервировки стола, схема показа.
6. Руководство самостоятельной работой детей, распределение обязанностей между детьми: воспитатель поощряла каждое правильное действие, хвалила; ребята, которые ходили второй год в среднюю группу выполняют работу по сложнее, а кто первый год – легче.
7. Выводы (приобретены ли трудовые умения и навыки): у ребят развиты трудовые умения и навыки, но кто посещает среднюю группу первый год испытывают затруднения в последовательности выполнения действий, но данную работу выполнили аккуратно и с удовольствием.
Руководство коллективным, совместным трудом, старшая группа; «Стирка кукольного белья».
1.Подготовка оборудования и материалов для детского труд а: тазы, тряпочки, мыло в мыльницах, бельевая веревка, прищепки, фартуки клеенчатые, кукольное белье, клеёнка, посылка, письмо, картинки - схемы последовательности стирки.
2.Выполнение гигиенических требований к организации труда: надеть фартуки, закатать рукава.
3. Какими приёмами был вызван интерес у детей к труду: сюрпризный момент(письмо принес почтальон), мотивация - помощь маленьким детям.
4. Объяснение и показ приемов работы: в ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, даёт указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашивает, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками, (вещь намочить, намылить, потереть, смыть мыло, отжать), Напоминаю, что полоскать начинать тоже нужно с белого белья. Показывает, как нужно полоскать. Что нужно сделать с прополосканным бельём: расправить, встряхивать и развешивать на верёвку.
5. Закрепление последовательности выполнения работы: воспитатель применила картинки, где изображены схемы последовательности выполнения стирки. Нужно разложить картинки в том порядке, в котором будете трудиться, (дети выставляют, или раскладывают картинки в определенной последовательности).
6. Руководство самостоятельной работой детей, распределение обязанностей между детьми: Воспитатель говорит: «Сегодня помогать мне будут Даша, Варя, Миша, Рома, Оксана и Вероника». Распределяет обязанности. (Даша и Варя снимают бельё с кукол, передают детям, переодевают кукол в чистое; Вероника и Оксана стирают бельё, отделив цветное от белого; Миша и Рома поласкают, затем все вместе развешивают чистое бельё). Также внимательно следит за выполнением работы, оценивает каждого ребёнка, что хорошо получается и что не очень, поощряет.
7. Выводы (приобретены ли трудовые умения и навыки): в ходе выполнения данной работы у детей трудовые умения и навыки приобретены полностью. Все действия стирки и её последовательность были подробно рассмотрены, применялись картинки – схемы, в игровой форме дети определяли последовательность стирки белья. Дети справились с поставленной задачей легко, потому что воспитатель грамотно организовал ход данной работы.
Задание № 5.
Тема: « Уберём игрушки на свои места»
Вид труда: хозяйственно - бытовой
Возрастная группа : младшая
Место труда в режиме дня: утро, до завтрака.
Форма организации: поручение.
Цель: обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; доводить начатое дело до конца и выработать привычку ставить каждую игрушку на своё место, воспитание интереса к труду.
Оборудование: разбросанные игрушки.
Приемы мотивации детей: сюрпризный момент. Я говорю: « К нам придёт сейчас в гости кукла Маша, и посмотрит, как мы можем быстро убирать игрушки и красиво их расставлять на свои места (приход куклы Маши в группу, сажу её на стульчик и объясняю ребятам, что она будет смотреть на нашу работу).
показ с объяснением, беседа, вопросы и ответы, совместное действие с ребенком.
положительная оценка, поощрение.
Самоанализ.
1. Подготовка к проведению данной работы заключалась в продумывании мотивации, и создать все условия для благополучного начала и завершения начатого дела.
2. Всё запланированное удалось провести в полном объеме.
3. Всё что наметила получилось, ребята охотно согласились убрать игрушки и ставили на свои места, а также довили начатое дело до конца, на протяжении всей работы поддерживался интерес у детей к данной трудовой деятельности.
4. Моя помощь требовалась в правильной подаче мотивации и совместном выполнении действий с детьми.
5. На будущее хотелось отметить, что нужно обязательно давать поручения детям в младшем возрасте, так как оно стимулирует детей к проведению последующих видах труда и воспитывает интерес к труду, а также они стают более уверенны в своих действиях.
Тема: « Поможем нашим комнатным цветам»
Вид труда: труд в природе
Возрастная группа: старшая.
Место труда в режиме дня: утро, до завтрака.
Форма организации: дежурство в уголке природы.
Цель: закреплять знания детей о приемах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые знания по уходу за ними. Прививать интерес, развивать любознательность и желание ухаживать за растениями, воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить дело до конца.
Оборудование: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, пульверизатор, ножницы.
Приемы мотивации детей: телеграмма от феи цветов. « Ребята, утром я получила телеграмму (распечатываю и читаю содержание) от феи цветов, она увидела, что наши цветочки пыльные и земля сухая, и листочки, и попросила помощи, а так как вы уже большие ребятки, я думаю, вы справитесь.
Приемы обучения трудовым умениям: даю советы и указания (рыхлить землю вокруг цветочка, лить аккуратно воду, опрыскивать нужно не только сверху, сбоку, но и снизу); задаю вопросы: « А в какие цветы нужно лить воду только в поддон?, какие цветы вы ещё знаете?»
Приемы оценки деятельности детей: поощряю и даю анализ результата выполненной работы, корректно указывая на недостатки.
Самоанализ.
1. Подготовка к проведению данной трудовой деятельности заключалась в подготовке оборудования, наметить цель, создании мотивации.
2.
3. В целом всё получилось, только мальчики были не очень аккуратны(залили цветок и раскрошили землю при рыхлении).
4. Особенно получилось их заинтересовать, при выполнении работы дети были вежливыми, помогали друг другу.
5. На будущее отметила, что нужно постоянно включать в план дня какой – нибудь вид труда, потому что ребята учатся взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь своим товарищам, доводить начатое дело до конца, развивается интерес, азарт и желание, любознательность, а также прививается любовь к труду, а значит они вырастут достойными людьми!
Тема: « Очистим аллею от мусора»
Вид труда: труд в природе
Возрастная группа: подготовительная
Место труда в режиме дня: 1 половина дня, до обеда.
Форма организации: коллективный труд (общий).
Цель: формировать у детей умение работать в коллективе, вызвать активный интерес к совместному труду, желание помочь друг другу, учить детей распределять работу между собой в команде, формировать умение работать аккуратно и доводить начатое дело до конца, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг другу и положительное отношение к труду.
Оборудование: мешки, перчатки по количеству детей (10), тряпочки для подвязывания сломанных веточек.
Приемы мотивации детей: пословицы о труде (труд кормит, а лень портит и.т. д), говорю: « Ребята, а какой скоро праздник будет?» (1 мая), давайте мы с вами наведем порядок около детского сада и на аллее, чтобы все прохожие восхитились красотой природы и похвалили нас».
Приемы обучения трудовым умениям: объясняю что нужно сделать и как надо сделать(при подвязке веток необходимо одному ребенку аккуратно поднять веточку, а другому подвязать; мешок держать аккуратно, носить веточки в определённое место), даю объяснения, указания, вспоминаем правила поведения на улице (не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не бегать). Оказала небольшую помощь в распределение обязанностей(Миша и Вова носят мешок, а Даша, Уля, Оксана, Алиса, Варя мусор складывают, остальные помогают).
Приемы оценки деятельности детей: молодцы ребята! Посмотрите как красиво, чисто и уютно стало возле детского сада, прохожие не смогут оторвать глаз от наведенного порядка, сделанного нами. В конце раздою конфеты.
Самоанализ.
1. Подготовка к проведению заключалась в подготовке оборудования
2. Всё запланированное удалось провести.
3. Особенно получилось за мотивировать детей, они с радостью и большим интересом занялись делом, загорелись глаза, оказывали помощь друг другу, возникло большое желание трудиться (очень быстро справились с работой, никто не стоял на месте, с удовольствием все двигались и каждый из детей хотел сделать что – то большее, чтобы его заметили и похвалили).
4. Моя помощь заключалась лишь в подготовке оборудования и распределения обязанностей.
5. На будущее дала себе установку, что дальше, так же буду действовать, и каждый год очищать территорию вокруг детского сада вместе с ребятами и привлекать их больше к труду. Мне совместная деятельность с детьми доставила массу положительных эмоций.
Отзыв.
В ходе проведения трудовой деятельности с детьми Докучаева Екатерина Владимировна показала себя с положительной стороны. Она подготовила необходимое оборудование и материал, структура проведения была соблюдена; также подобрана трудовая мотивация, соответствующая возрасту детей. В младшей группе детям был осуществлен грамотный показ последовательности трудовых действий, произведено совместное выполнение работы с детьми в соответствии с уровнем развития трудовых умений детей. В подготовительной и старшей группе была оказана помощь в распределении обязанностей. Докучаева Е. В приняла активное участие в совместной трудовой деятельности и дана грамотная оценка результатов труда детей в соответствии с мотивацией.
Задание № 6
Цель наблюдения: выявить какие умения у ребенка развиты больше.
Фамилия и возраст ребенка: Фарин Матвей, 5лет и 6 мес
Время и место проведения труда: 1 половина дня
Ход: я предлагаю детям занятся с цветами (полить, рыхлить, побрызгать и обрезать сухие листья). Матвей с радостью принимает моё предложение, но говорит, а что мне делать?, далее просит Рому принести ему лейку. Во время работы просит вежливо помощи у других ребят, действия выполняет правильно, но не аккуратно (торопится, часто отвлекается). Проявляет инициативу, но не чувствуется желания и рвения. Сам определяет последовательность трудовых действий, но не доводит начатое дело до конца (убежал играть с мальчиками в машинки) и не убрал за собой оборудование, однако оценил свой результат: « Какими красивыми стали цветы».
№ п/п | Показатели трудовых умений | Присутствует | Отсутствует |
1. | Умение принимать цель труда: | ||
-принимает общественную мотивацию | + | ||
-доводит начатое дело до конца | + | ||
2. | Характер трудовых действий: | ||
- самостоятельно выполняет | + | ||
-правильно выполняет | + | ||
-аккуратно выполняет | + | ||
3. | Отношение к процессу труда: | ||
-проявляет инициативу | + | ||
-выполняет задание с желанием | + | ||
4. | Умение планировать труд: | ||
-самостоятельно готовит и убирает оборудование | + | ||
- определяет последовательность трудовых операций | + | ||
-оценивает свой результат | + |
Вывод: у Фарина Матвея лучше всех сформированы трудовые умения: умение планировать труд, но не полностью сформировано отношение к процессу труда и умение принимать цель труда; менее развито трудовое умение: характер трудовых действий. Я предполагаю, что Матвею нужна была сильная и интересная мотивация, чтобы возникло желание трудится, и доводить дело до конца, не отвлекаться.
Задание № 7.
Вид продуктивной деятельности: рисование
Тема: « Светит солнышко»
Возрастная группа: младшая
Форма организации: фронтально
Место в режиме дня: 2 половина дня
Цель: Продолжать формировать умение рисовать округлые замкнутые линии, совершенствовать зрительно-двигательную координацию, ограничивать движение руки, рисовать солнышко в середине листа. Упражнять в умение правильно держать кисть, не сжимать слишком сильно, легко водить по бумаге, обмакивать ворс кисти в краску. Приучать работать аккуратно, чисто. Воспитывать желание рисовать и эстетические чувства.
Подготовительная работа: наблюдение за солнцем на прогулке, рисование округлых форм (мячик, клубок ниток для бабушек, снежные комочки). Рассматривание иллюстраций. Чтение потешек о солнышке, стихов о солнышке. Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».
Оборудование: ½ листа бумаги, гуашь, кисточка, непроливайка. Образец солнышка.
Приемы мотивации: чтение отрывка К. И. Чуковского: вызвала жалость у детей (плачут, ждут помощи).
Обучение продуктивным умениям: наглядный метод(образец солнышка, потом сама детямобъясняю и рисую на листе бумаге солнышко); практический метод (имитация в воздухе, потом на листе сухой кисточкой); словесный метод (использую вопросы, подсказку делаю, тем детям, которые испытывают затруднения); игровой метод (игра «Солнышко и дождик»).
Оценки результатов продуктивной деятельности детей: поощрение (каждого ребенка хвалю за работу), делаю фотовыставку.
Тема: «Стирка кукольного белья»
Дата:
Воспитатель:
Возрастная группа: старшая
Количество детей: 6-8 человек
Вид труда: хозяйственно - бытовой
Форма организации: коллективный труд
Задачи :
Обучающая задача:
1. Учить детей трудиться сообща, выполнять трудовые действия в определенной последовательности:
а) сортировать бельё на цветное и белое;
б) тщательно намыливать бельё и тереть между рук;
в) тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку.
2. Формировать навыки работы с водой (стирка белья)
3. Продолжать учить доводить начатое дело до конца
Развивающая задача: Развивать память, наглядно -действенное мышление, тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, внимание.
Воспитательная задача: Воспитывать аккуратность и взаимовыручку.
Словарная работа: полощем, расправляем, встряхиваем и развешиваем.
Оборудование: клеёнка, тазы, вёдра, мыльницы с мылом, верёвка, тряпочки, фартуки, прищепки.
Ребята, я хочу загадать вам загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...(воды)
Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом....(мыло)
За водой идут -
Песни звонкие поют....(ведра)
Чтоб ветер не унёс бельё с верёвки,
Большой не надобно сноровки -
Бельё прижму отдельными зубами.
Они, наверное, встречались уже с вами? (прищепки)
Вы отгадали все загадки. Посмотрите. А вот и предметы (показ оборудования ). А ещё здесь находится много других предметов (клеёнка, тазы, тряпочки, фартуки, ковш, корзина для белья). Как вы думаете, когда людям могут пригодиться все эти предметы, для чего они? (Чтобы стирать)
Мотивация: Наши куклы просят вас помочь им подготовиться к празднику: одеть чистые наряды, и постирать кукольное белье. Кто хочет быть помощником? (Диана, Карина, Маша, Света, Настя и Вика).
Процесс планирования: чтобы вспомнить, как это делается, давайте посмотрим на схемы , нужно пойти и разложить картинки в том порядке, в котором мы будем трудиться, (дети выставляют, или раскладывают картинки в определенной последовательности).
Распределение обязанностей (по желанию детей): Диана и Карина снимают бельё с кукол, передают детям, переодевают кукол в чистое; Вика и Настя стирают бельё, отделив цветное от белого; Маша и Света должны очень хорошо прополоскать бельё, затем все вместе мы развешаем чистое бельё.
Трудовые действия:
Сначала нам нужно приготовить рабочее место и подготовиться к стирке. Расстелем клеёнку. Для чего? (чтобы не намочить столы). Ставим тазы, наливаем воду, одеваем фартуки.
Мы с ребятами сегодня
собрались бельё стирать.
Эту кучу бельевую
будем мы сортировать.
Нам цветное вместе с белым,
Ну, никак нельзя стирать,
Ведь бельё цветное может
Очень сильно полинять.
Ольга Панфёрова
Конспект организации трудовой деятельности в средней группе «Стирка кукольного белья»
Программные задачи.
Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в игровой комнате. Способствовать формированию умения планировать предстоящую деятельность (цель, способы ее достижения, организация рабочего места )
Формировать трудовые навыки при стирке кукольного белья :
а) стирать бельё в мыльной воде (тереть кулачок о кулачок) ;
б) полоскать бельё ;
в) отжимать, расправлять и развешивать на веревку;
Активизировать в речи детей слова-прилагательные (мыльная, тёплая, пенная, вести в словарь слово «прищепка» ;
Упражнять в употреблении глагола «стирать » в настоящем, прошедшем, будущем времени : постирать , стираем , постирали .
Воспитывать внимание, интерес к труду , умение дружно выполнять коллективные поручения, заботиться о своевременном завершении совместного труда , понимать значение результатов своего труда для других .
Оборудование : клеёнка, два стола, по 2 тазика на ребенка, фартуки по количеству детей, прищепки, салфетки, верёвка на стойках, тазик с грязным кукольным бельём (желательно подобрать кукольную одежду из х/б ткани ) .
Предварительная работа.
Утро. Игровой момент : куклы плачут, у них испачкались платья.
Ой, ребята слышите, кто-то плачет, да это же наши куклы. (Выясняю у детей, что же случилось? Предлагаю успокоить их) .
Нашим куклам очень грустно, что у них испачканная одежда. Что же делать? Как им помочь?
Правильно, надо кукол переодеть в чистую одежду, а грязную постирать .
Где же сундучок с чистым бельем ?
(Дети переодевают кукол и складывают белье в тазик )
Посмотрите, какие куклы довольные, ведь у них чистое белье , а это, грязное, мы будем вечером стирать .
Разучивание поговорок и пословиц о труде : "К труду готов , больше дела, меньше слов"; "Сделал дело, гуляй смело!"
Воспитатель приглашает детей в фартуках к столу, на котором стоят два тазика, один с мыльной водой, лежит салфетка.
Дети, вот и пришло время постирать нам бельё для кукол .
Что же для работы нам нужно сделать?
Правильно подготовить рабочее место и самим подготовиться. Что для этого потребуется?
Педагог спрашивает, для чего нужна, та или иная вещь, в чем ее необходимость.
Клеёнка - не мочить столы.
Тазик - стирать в них белье .
Фартуки - не пачкать, не мочить одежду. А салфетки зачем?
Педагог предлагает посмотреть, как она будет стирать .
Намочу платье в мыльной воде, и буду тереть кулачок о кулачок, вот так (показывает) .
Как вы думаете, для чего я приготовила еще один тазик? (выслушивает предположения, обобщает ответы) .
Верно, в чистой воде я буду полоскать. Опущу платье в воду, держу его за кончик, двигать стараюсь только кистью. Как вы думаете, почему? (чтобы не набрызгать на пол и не упасть) .
А теперь, что я должна сделать? (Отжать белье ) . Посмотрите, как это сделаю. Положу платье на ладошки, вот так (показывает, сожму в кулачок. Буду поворачивать кулачки навстречу друг другу, вот так.
В какой воде будем стирать ? Почему?
Посмотрите, кажется к стирке всё готово .
Что мы с вами забыли сделать?
Правильно надо засучить рукава, чтобы их не намочить.
Наш девиз «хозяюшки» ?
"К труду готов , больше дела меньше слов".
Воспитатель предлагает пройти к заранее подготовленным ею столам : два стола, покрытые клеенкой, на одном столе на подгруппу детей 6 тазиков с мыльной водой, на другом – 6 тазиков с чистой водой.
Дает детям указание, как поудобнее встать у тазиков, чтобы не мешать друг другу, напоминает, как правильно тереть кулачок о кулачок, и предлагает тереть, пока она читает четверостишье :
Мыло пенится в водице,
Не привыкли мы лениться!
Посмотри-ка, детвора,
Чистого белья - гора .
Теперь отожмите постиранное белье . Проверьте, не капает ли с него вода. Проверяйте над тазиком.
Педагог следит за своевременностью окончания данного этапа работы, и предлагает перейти к другому столу – полоскать.
- Постирали дружно все вместе , закончили, никто не отстал?
Правильно, нужно белье тщательно прополоскать.
Для чего?
Дети : Чтобы смыть мыло, чтобы белье было чистое .
Воспитатель напоминает, как нужно полоскать : брать за кончик, двигать стараться кистью руки.
Что делаем с чистым бельем ?
Правильно, отжимаем, расправляем, встряхиваем, потом развешиваем. Что нам пригодится?
ЗАГАДЫВАЕТ ЗАГАДКУ :
Эй! Послушайте, друзья,
Вам, загадочка моя :
Вот зубастые плутовки,
Ухватили белье ловко .
Крепко держат, не кусают,
Но никак не отпускают.
Что такое, угадайте,
Догадались - отвечайте!
Дети отвечают : «прищепка» . Просит детей повторить это слово.
Дети с воспитателем совместно развешивают бельё . Поощряет детей, которые помогают друг другу.
За работу теперь дружно,
Нам белье развесить нужно .
Мы трудились , мы устали.
Мы уже большие стали.
В конце подводит итог общей работы.
Что мы с вами сделали? Ай, да хозяюшки, ай, да молодцы! Каждый потрудился немножко , а вместе большое дело сделали, всея веревка бельем завешена . И куклы довольны, ведь у них еще будут чистые наряды на смену.
"Сделал дело, гуляй смело!" Кто еще знает пословицы о труде ?
(дети дополняют)
Молодцы, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем месте, все уберем.
Стирка кукольного белья
Цель:
Совершенствовать навыки ухода за куклами;
Закреплять трудовые навыки работы с водой (стирка белья);
Учить трудиться сообща, соблюдать правила и очередность стирки;
Воспитывать интерес и ответственное отношение к труду;
Развивать контроль и взаимопомощь в совместной деятельности;
Формировать привычку к чистоте и порядку;
Приучать начатое дело доводить до конца;
Материалы к занятию:
Напольная сушка для белья
Прищепки
Ход занятия:
Ребята! По-моему кто-то плачет? Вы слышите? Это же наши куклы расплакались… Вот посмотрите какие они у нас не расчесанные, в грязных платьях. Надо что-то делать? Как им помочь?
(ответы детей)
Правильно надо переодеть кукол в чистые вещи, а грязные постирать.
Дети переодевают кукол в чистые платьица, грязное белье складывают в таз и завязывают куклам красивые банты. Предлагаю посадить наших красавиц поближе, что б они посмотрели на то, как мы трудимся.
Вот теперь, когда наши куклы довольные и нарядные, их грязную одежду мы постираем. Что нам для этого потребуется?
Правильно нужно подготовиться самим и подготовить рабочее место.
Дети готовят рабочее место, стелют клеенку, наливают воду в тазы, надевают фартуки, заворачивают рукава. Помогаю и спрашиваю, для чего нам нужна та или иная вещь, в чем ее необходимость. Предлагаю помочь друг другу.
Прежде чем начать стирать посмотрите на воду, она прозрачная. Какая она на ощупь? Что вы еще о ней скажите?
(ответы детей)
Правильно, вода и теплая и чистая. Если мы не сильно поболтаем рукой, то появятся пузырьки, но очень быстро исчезнут. А теперь приступим к стирке. Что мы с вами делаем в первую очередь?
(ответы детей)
Верно! Первым делом сортируем белье:
Нам цветное вместе с белым,
Ну, ни как нельзя стирать,
Ведь белье цветное может
Очень сильно полинять.
Выбирай, какое хочешь
Постирать сейчас белье?
Будешь ты стирать цветное?
Тогда белое – мое!
Помогаю детям отсортировать белье, показываю, как поудобнее встать у тазов, что б не мешать соседу. Прошу показать приемы стирки руками, как правильно намыливать белье. Слежу, что б дети не отставали друг от друга, что б постиранное белое белье, складывали отдельно от цветного.
Вот какие мы с вами молодцы, как дружно мы работаем!
Мыло пениться в водице,
Не привыкли мы лениться!
Посмотри-ка, детвора,
Чистого белья – гора!
Давайте теперь посмотрим на воду, что скажите?
(ответы детей)
Действительно, вода и мутная, и грязная, да и остыла ко всему прочему. За то пенится, потому что, какая стала? Мыльная. Если ее взболтать, то пузырьки долго плавают. Попробуйте.
А что же теперь будем делать с бельем и зачем?
(ответы детей)
Правильно, нужно воду поменять, а белье тщательно прополоскать, что бы смыть мыло.
Напоминаю, что белье нужно полоскать так же, начиная с белого. Помогаю детям, объясняю способы действий. Даю советы, как правильно отжимать, что б вода текла в таз, а не в рукава.
Постирали вещи дружно,
Их теперь развесить нужно.
Мы трудились, мы устали,
Мы уже большие стали!
Расправляем, встряхиваем и вешаем чистое белье на сушку, а что б оно не упало, чем прищепим его?
Вот зубастые плутовки,
Ухватили белье ловко,
Крепко держат, не кусают,
Но ни как не отпускают. (Прищепки )
Вот как хорошо, посмотрите, сколько чистого белья висит, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем месте и все за собой уберем.
Ай да молодцы, каждый из нас потрудился немножко, а вместе какое дело большое сделали. И куклы у нас теперь какие довольные, что у них много чистых нарядов на смену. Только сначала что необходимо сделать с высохшим бельем?
(ответы детей)
Все правильно – снять, погладить, аккуратно сложить.
Затем предлагаю детям поиграть в игру «Угадайте, что я делаю?»
Дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок, все остальные идут по кругу и приговаривают:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует действие (стирает, гладит, выжимает, полощет, складывает и т. д.)
Дети угадывают действие, игра повторяется.