Использование методов технологии триз в доу презентация. Проведение занятий по технологии триз в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ


ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

  • автор - отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 - 24.09.1998)
  • Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.

ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА .

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

  • Выслушивать каждого желающего.
  • Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
  • Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
  • Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
  • Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

  • снимается чувство скованности,
  • преодолевается застенчивость,

СОГЛАСНО ТЕОРИИ ТРИЗ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЮТ – ДЕТИ: В 5 – ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ОНИ ДАЮТ ДО 90% ОРИГИНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, А В 7 –ЛЕТНЕМ – 20% , А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2%.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей

  • снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость,
  • развивается воображение, речевая и общая инициатива,
  • повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
  • ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"

(Генрих Саулович Альтшуллер).


  • Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
  • Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:

Для чего?

Чем можно заменить?

Чем хорош?

Чем плох?

Чем полезен?

Чем неудобен?

Что делать?

Где можно использовать?

Как быть если…?


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ТРИЗ

  • Прогнозирование -- прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
  • в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. Например, карандаши не будут ломаться;
  • объекта не будет, а функция будет выполняться. Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта(карандаша) нет;
  • объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..

  • Противоречие - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.

Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

  • во времени -

в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла);

  • в пространстве -

одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

  • в системах -

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и креп­кие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

  • в отношениях -

объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).


  • «ДА- НЕТКА» -- ВИД ЗАГАДКИ, В КОТОРОЙ ОТГАДЫВАТЬ НУЖНО ПРИ ПОМОЩИ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО «ДА» ИЛИ «НЕТ».

Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска.

«Да- нетки» бывают

  • объектные (загадывается один объект)
  • ситуационные - «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
  • числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количе­стве вопросов),
  • линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали),
  • плоскостная (предметы располагаются на плоскости),
  • объемная (предметы располагаются в пространстве).

Например:

– Я загадала слово (кошка). – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это не важно.

И т.д., пока слово не будет угадано.


  • ЭВРОРИТМ - ПРИЕМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ КОНКРЕТ­НЫЙ ОБЪЕКТ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПО ПЛАНУ:
  • функция и противоречия в данном объекте;
  • варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
  • анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
  • анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
  • анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не вы­полняется;
  • придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

  • МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ -

Суть метода заключается в следующем:

  • детям предлагается назвать три любых объекта.

Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.


Например Фонарик.

  • Случайные объекты Очки, валенок, парашют.
  • Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

  • Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

  • Новые идеи

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.


  • Метод маленьких человечков (ММЧ ) - прием, позволяю­щий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.

ММЧ позволяет наглядно опи­сать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.


Беседа о мыльных пузырях.

Игрушка .: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!

Воспитатель .: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получа­ются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие? Откуда берется воздух внутри пузырей?

Игрушка .: Так мы же сами его надуваем!

Воспитатель .: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...

Игрушка: Почему пузыри так быстро лопаются?

Воспитатель : У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.

Игрушка: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?


  • МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы: -Как спасти колобка от лисы. -Как выгнать лису из зайкиной избушки. -На чем рисовать, если нет бумаги.

Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.


  • МЕТОД КАТАЛОГА
  • Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте.
  • Можно предложить вот такой ход сказки: -Жил- был… -И был он какой… -Умел делать что… -Делал он это потому, что…и тд.

Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.


  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами.
  • Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта.
  • Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.
  • Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.
  • Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить детям зарисовать то, что у них получилось.

Как играть со старшим дошкольником в игры с использованием этого приема?

  • Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.

В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т.д.»

  • Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно!

УЧИМСЯ ЗАГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

  • Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные.

Сонный – погружённый в сон, спящий.

Подвижный – быстрый, в движении.

  • Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.
  • Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,

Какой? Что такое же?

Котёнок - сонный - девочка

Пушистый - тигр

Тёплый - одеяло

  • Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:

Сонный, но не девочка,

Пушистый, но не тигр

Тёплый, но не одеяло.


РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ МЕТОДИКА «КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ»

В гости приходит волшебник «Дели – давай»

  • первым шагом мы называем шаг «дели» , то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали.
  • шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.

Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:

  • Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите.

Наши глазки закрываем

В мир волшебный попадаем

Руки вверх, руки вниз

Глаза открой и удивись.

Что слышат наши уши?

(Например, в картине «Кошка с котятами» ушки услышат мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.)

Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д.

Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали?

(запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)

А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.


  • Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.

Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.

  • Следующий шаг - разные точки зрения.

Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.

Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг?

Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать,что видит и чувствует цыпленок.

  • После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ.

Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.


СИТУАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК

  • Некто пострадал из-за собственной щедрости

«Заюшкина избушка»

  • Он много хвалился, за что и поплатился

«Колобок»

  • Он её освободил, потому что полюбил

«Царевна- лягушка»

  • Она молчала, потому что любила

«Дикие лебеди»

  • Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашел

«Золушка»

  • Они ушли, она пришла. Они пришли, она ушла.

«Три медведя»


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Здесь ребенок учится находить нужное решение поставленной задачи через выявление и формулировку противоречий, используя при этом различные ресурсы.

Решая задачи, встающие перед героями этих историй, дети приучаются творчески мыслить, снижая при этом стереотипность мышления и, самое главное, они понимают, что из любого затруднительного положения всегда можно найти выход!


ЯМКИ

Ранним солнечным утром маленький львёнок набирал совочком песок и насыпал его в ведёрко. Наполнив ведерко, он высыпал песок обратно в ямки. «Вот интересно, - думал львёнок, - если я выкопаю много-много ямок, а затем насыплю туда камушки, будет это похоже на берег озера?»

«Здравствуй, маленький львёнок», - он и не заметил, как вернулась умная черепаха, которая была в гостях у знакомой ящерицы.

«Чем это ты занимаешься?» - спросила черепаха.

«Я выкапываю ямки, а потом их закапываю», -простодушно ответил львёнок.

«Мда-а, - произнесла умная черепаха, - а ты не думал заняться чем-нибудь полезным?»

«А что значит заняться полезным?» - львёнок перестал копать и посмотрел на черепаху. «Ну как тебе объяснить? - черепаха сняла очки и задумалась. - Вот ты выкапываешь ямки, а для чего?».

«Просто так, я же играю», - искренне ответил маленький львёнок.

«А ты не думал, что можно играть и в то же время делать что-нибудь нужное?» - спросила черепаха.

«Как это?» - удивился львёнок.

«Допустим, ты выкапываешь ямки, а затем сажаешь туда маленькие кактусы и поливаешь их водичкой, - объясняла черепаха. - Ты одновременно играешь и приносишь пользу». «Ух ты! - восхищённо произнёс маленький львёнок. - Можно ещё рыхлить землю под пальмами, и от этого тоже будет польза».

«Ну конечно, - улыбнулась умная черепаха и спросила: - А что ещё можно делать играя, но с пользой?»

Подумайте, что ответил львёнок.


КАКТУСОВЫЙ САД

Наступило время цветения кактусов. Цветочки на них были розовые, голубые, зелёные, оранжевые. «Вот бы вырастить кактусовый сад», - думал львёнок. С этим он пришёл к умной черепахе. Черепаха была в прекрасном настроении и что-то напевала. «Послушай, черепаха, давай посадим кактусовый сад - будет очень красиво», - предложил львёнок. «Замечательно, - согласилась черепаха, - но только этот сад появится не скоро, ведь кактусы растут очень медленно». «Как жаль!» - огорчился львёнок. «Не огорчайся, можно пересадить уже большие кактусы», - посоветовала умная черепаха

«Ура! У нас будет кактусовый сад!» - обрадовался маленький львёнок. «Но для этого нужно аккуратно выкопать кактус и пересадить его в подготовленную ямку», - объяснила черепаха и принялась копать ямки для кактусов.

Львёнок же подбежал к самому красивому и большому кактусу, дотронулся до него, но тут же отдёрнул лапу. Он начал лизать лапу и хныкать: «Он такой колючий!». Черепаха повернулась к львёнку и сказала: «Конечно, для этого и нужны иголки, чтобы никто просто так его не хватал». «Ну как же я его возьму-у?» - продолжал хныкать маленький львёнок. «Кактус должен колоться, чтобы никто не мог повредить его, и не должен колоться, чтобы его можно было пересадить», - рассуждала черепаха. «Как же всё-таки взять кактус не уколовшись?» - спросил львёнок.

Подумайте, что предложила львёнку черепаха?


Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!






В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!


Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.


Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.






2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»


4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например: придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.




6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.


1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.


Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.


Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.


1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.


1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.


3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.


6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.


«Поиск аналогов» необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег шерсть (холодный теплая), уголь (белый черный), металл (легкий тяжелый), камень (мягкий твердый).


«Хорошо–плохо» берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.


«Поиск общих признаков» берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» игроки разгадывают тайну, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить Да или Нет. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.




« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.


«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.


Активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.


У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ в детском саду Старший воспитатель А. Г. Фунтова Фестиваль инноваций в ДОУ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века. Автор- отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер.

РТВ – развитие творческого воображения. Курс РТВ – составная часть ТРИЗ

ТРИЗ - ПЕДАГОГИКА – человек: ТВОРЧЕСКИЙ и ТВОРЯЩИЙ АРСЕНАЛ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

ТРИЗ в дошкольном детстве - ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

Уникальность технологии ТРИЗ в том, что она может быть использована в работе Начинающих педагогов Опытных педагогов, Педагогов, прошедших обучение по данному курсу.

Метод контрольных (наводящих) вопросов Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов (тактильный, зрительный….)

Методика проведения: В младших группах простые вопросы: - Как называется? Как играть? Какого цвета? В старших группах вопросы сложнее. Какие особенности? Чем можно заменить? Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например:«Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…» (соленый огурец). (хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.) Результат: Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…, Развивает мышление, воображение, познавательную активность…..

Метод проб и ошибок Цель: Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию. Сущность метода: Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей. Значимость метода: Развивает логическое мышление, Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию.

Метод каталога (нанизывание на нитку) Цель: Развивать навыки анализа и синтеза. Развивать творческое воображение, фантазию. Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов Группирование предметов

Методика проведения: Усовершенствование предмета за счет использования качеств других предметов Машина Часы (свойства) Круглые Ходят блестящие Галоши(свойства) Черные, Блестящие Удобные, непромокаемые

Группирование предметов Чайная посуда ложка кастрюля кружка сковорода пиала чашка блюдце Значимость метода: Развитие логического мышления. Развитие умений анализировать.

Метод ресурсов Цель: Развитие фантазии, умения моделировать. Сущность метода: Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет). Виды «полей» Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата. Например: Сказка «Три поросенка» 1.Химическое поле: «Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..» 2.Механическое поле: «Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….» 3.Аккустическое поле: «Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..» Значимость метода: Развитие творческого воображения.

Метод мозгового штурма Цель: Развитие быстроты мыслительных процессов Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика. Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.

Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памяти Сущность метода: Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм» Методика проведения: Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ ЭМПАТИЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ МЕТОД СИНЕКТИКИ

Прямая аналогия Цель: Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?) Критерии прямой аналогии: По форме, По цвету, По структуре, По ситуации, По свойствам, По характеру, Игра «Цепочка слов» «ДОМ» Как печенье Как елка Как кубик Бабушкин Теплый Добрый

Символическая аналогия Цель: Нахождение краткого символического описания задач или объектов. Задача или объект обозначается символами Сказка «Репка»

Символическая аналогия Видом символической аналогии является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой изображения еще более упрощены: Сказка «Репка

Фантастическая аналогия Цель: Перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду. Виды: По внешнему признаку По характеру По назначению Игра: Вы пришли в детский сад, а там нет взрослых. Кого вы нарисуете вместо Юлии Александровны? Бабу Ягу (лохматая, злая) Золушку (добрая, красивая)

Фантастическая аналогия Игра «Творческая ошибка» Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили. «Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса Игра «Творческая ошибка» Замените одну букву в слове другой «М ЫЛО » – «Д ЫЛО » Это такое мыло, которое моет до – дыр, -до локтя…

Эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека Младший возраст: Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку».. Старший возраст: Я чувствую, что я превращаюсь -в ветерок, -в песенку, -в цветок. -Я-светлячок…. Игра «Точка зрения» Дети изображают не говорящие предметы, но говорят от их лица. «СТУЛ» Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли. «Колобок» Что чувствует Колобок когда лиса его съела? А что чувствует лиса, когда хочет съесть Колобка? А что чувствует дорожка в лесу, по которой катится Колобок?

Сравнение живых и неживых объектов Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например: Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол; Заяц и коробка Заяц и машина Заяц и дерево… Значение методов синектики: Развивают память, мышление, воображение.

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Цель: - активизация интереса, -систематизация знаний, - формирование понятий относительности КНИГА хорошо плохо

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ В ситуациях В размерах В количестве В отношениях В системах В пространстве Во времени ВИДЫ противоречий

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Сущность метода противоречий Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..) Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода: Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию: качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана: - Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)

СИСТЕМНЫЙ оператор зайчонок Каким был? заяц Кто? Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонок Каким был? заяц Кто? Зайчище Каким будет?

3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз) Заяц Кто? Какие части тела?

4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх) Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела?

В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку» ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА

Затем на «девятиэкранку»: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящем Среда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап система в прошлом Кем был? система в настоящем КТО? система в будущем Кем будет? 2 этап подсистема в прошлом Части система в прошлом Части система в будущем Части

3 этап Где можно встретить Лес, парк Где можно встретить *Лес, парк Где можно встретить Лес, парк 1 этап Что было? Росток * ДЕРЕВО * Что будет? пень * 2 этап Части Корень, стебель, почки *Части Корень, Ствол, ветки, листья. Части Корень, коряга

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет: Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный); развитие воображения, моделирование Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам зависит состояние вещества.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.

Этапы метода: Моделирование объекта, вещества; Моделирование процессов, происходящих с веществом; Моделирование процессов взаимодействия двух предметов (+ - соединение; - разъединение, 0 - нейтральное).

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Развивает познавательную активность; Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов; Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность… Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения.

Метод фокальных объектов Цель: Установление логических и смысловых связей, Сущность: Прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. Дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый. Методика проведения. * В младшем возрасте используется в качестве метода каталога. Метод используется со средней группы, т.к. требует наличия базы знаний и развития психических процессов (анализ, синтез, сравнение). 1.Задается слово, обозначающее предмет (стол). 2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета. 3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов. 4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

Стол Снег Колесо Кукла белый круглое нарядная холодный резиновое большая искрится надутое ватная Значимость метода: Развитие фантазии, словотворчества.

Метод РВС Цель: Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений Сущность: Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве. Оператор РВС: Р - размер В - время С - стоимость Значение метода: Отказ от стереотипов, самостоятельный поиск решения проблемы (задачи)

Метод морфологического анализа: Цель: овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Методы проведения: Предмет Качества, которые хочу… легкая прозрачная Быстрая 2-х местная Машина кабина Нана-материалы стекло Колесо руль пластик салон

Прогнозирование –прием фантазирования, при котором будущее рассматривается на трех уровнях: Объект Функция (для чего нужен) Пример Отсутствуют недостатки Сохраняется Карандаши не будут ломаться нет Выполняется Рисунок на компьютере нет Не нужна?

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1.Функция и противоречия в данном объекте; 2.Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует); 3.Анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный. Какие могут быть последствия? 4.Анализ ситуации: объект исчез. Как будет выполняться функция? 5.Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется? 6.Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными)

Методика использования загадок Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления Методика проведения: Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста. В процессе обучения используются приемы:

Прием Цель Примечания На пороге страны загадок Создание интереса, побуждение к задумыванию сказки о стране Загадок Что вы знаете о стране Загадок?. А ведь это целая страна с горами, реками…А что такое река- загадка? Может ее нет?, а может все- таки она есть? Попробуйте ответить на этот вопрос сами. Город самых простых загадок Обучение систематизации предметов по признакам Чтобы загадать какой- нибудь предмет, его нужно описать по форме, цвету, сравнить размер с другими размерами, выявить материал из которого он изготовлен. Город Пяти чувств Обучение использованию своих органов чувств в качестве источников информации для решения задач. У человека 5 чувств – пять улиц в городе, по которым надо пройти: по улице Зрения, с завязанными глазами…(Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса).

Город похожестей и непохожестей Развитие ассоциативного образного мышления, обучение сравнению предметов и явлений Пропуск в город – любой предмет, нужно задать вопрос: «На что она похожа?». В городе «загадочные предметы живут в кругу друзей, на которых они похожи» Похожие предметы не прячутся и с удовольствием рассказывают, что у них общего и различного с «героем сказки» Город загадочных частей Познакомить детей с понятием подсистемы (части предмета) В городе живут странные предметы: одни из них любят «разобраться», другие, только высовывают из окон свою часть. В городе ПОХОЖЕСТЕЙ и НЕПОХОЖЕСТЕЙ находятся улицы: Неоконченных картин, Молчаливых загадок, Разобранных предметов, похожих частей…

Город загадочных мест Формирование понятия о надсистеме – окружении объекта, о том, частью чего он является В городе предметы рассказывают о том, где их можно отыскать. Город загадочных дел Формирование понятия о функциях предметов (главных и второстепенных, явных и скрытых). В городе живут предметы, которые кому- то служат; их названия говорят для чего они служат (расческа, скрипка, указка, будильник). А если придумать по этому же принципу названия другим вещам? –Затемнялки – шторы, Освещалки – лампочка…. Город противоречий Формирование понятия противоречие, обучение простейшим способам разрешения противоречий 1 шаг – научить видеть во всем положительное и отрицательное (улица Спорщиков);

« Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Цель: формирование логического мышления Методика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. «Да- нет- ки» бывают: - объектными - загадывается один объект; -ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло; -числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали; -плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…); -объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате…);

«Кит и кот»- прием конструирования сказок, в котором происходит замена одного героя на другого, созвучного по имени. Сущность: схожие по звучанию слова меняются буквами. Соответственно происходит и замена функций. Такое перемещение порождает противоречия. Так получается сказочная канва. 1.Вариант « До - сказка»- прием придумывания новых эпизодов, которые могли бы случиться с героем 2.вариант. « Сочинение новой сказки» - «Поиск источника сюжета»- дать детям задание (на дом) придумать как можно больше пар слов, отличающихся одной буквой. Затем из самых понравившихся придумать сказку. -«Несказки »- выявить их основные функции и свойства; определить надсистемы и сопутствующие системы для героев.

Используя таблицу составим несказочные предложения герой Где встречается Что вокруг Чем занимается ворона В городе В поле Люди, дома, машины Забор, пугало, зерно Летает, каркает, тащит блестящие предметы, клюет червяков, зерно корона На голове королевы В музее Король, придворные, слуги, дворец. Музейные экспонаты, экскурсанты, экскурсовод Знак королевского отличия Украшение

Превращение «Несказки» в «Сказку» Меняем линейки с именами героев и снова обращаемся к таблице: Ворона на голове у королевы.. Корона в поле… -Развитие сюжета Рассмотреть выбранные ситуации и ответить на вопросы: Какая кому может быть от этого польза? Какой вред? Что подумают люди (звери, предметы) оказавшиеся рядом? -«Связка» Связать персонажи сказки. Связку можно осуществить через общую надсистему или посредника, место. При этом возникает ключевая задача сказки -«До-сказка новой сказки» Решаем задачу, ищем и устраняем несоответствия в придуманном сюжете. При этом не вводим новые персонажи, а обходимся теми, что есть.

Методика использования загадок Результат: отмена прямого репродуктивного метода обучения детей; овладение детьми сложными мыслительными операциями через решение нестандартных задач

Спасибо за внимание! Будем рады сотрудничеству с Вами Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»


Что такое ТИРЗ? ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ _ схема системного, татантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейский ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике почти два десятилетия. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др. К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности.

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. “ ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: Предварительное описание проблемной ситуации. Вычленении конкретной задачи из проблемной ситуации. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата). Выявление ресурсов и выход на конкретное решение. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3. Рефлексия. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда нужно указать на противоречие. Тем самым мы ставим ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Цель: научить наделять объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Цель: освоение приемов преобразования признаков объектов, для развития воображения и решения проблем Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Эвроритм - прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: функция и противоречия в данном объекте варианты, которыми представлен объект (фантазирова­ ние: каких вариантов не существует?) анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный, какие последствия этого могут быть? анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция? анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

Цель: учить детей менять точку зрения на объект с помощью приемов личной аналогии (эмпатии), прямой, символической и фантастической. Анализировать системы поиска нестандартного решения данной ситуации.

Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла); в пространстве одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек труд­но сломать); в отношениях объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.