Картина зайцы из серии дикие животные п меньшиковой. Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Рассказывание по картине «Ежи Это ёлочка живая

22.02.2018 - четверг

Конспект ОД

Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"

Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана.

Задачи:

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);

Формировать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ;

Развивать связную речь;

Воспитывать эстетические чувства, интерес к живописи.

Материал : картины - « Зайцы »

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные». Заучивание присказки «Зайка белый и русак танцевал краковяк»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель: К нам пришло письмо. Что в нем? Слушайте внимательно я сейчас прочитаю:

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

Дети отгадывают.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это заяц?

Индивидуальные ответы.

Педагог интересуется у детей, что они знают о зайцах: "Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?" Как можно сказать про него?

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. Дети: Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо за красивые и правильные ответы.

Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название.

1. Кто нарисован на картине ?

2. Какое время года изображено? Почему вы так думаете?

3. Чем занимаются зайцы ? Почему они это делают?

4. Что вы можете сказать о зайце , какой он?

Одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке", "Нежданный гость".

Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание: "Как выглядят зимний лес и полянка?" (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)

Педагог просит ребенка рассказать о лесной поляне.

"Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает: – Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?

Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?"

В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)

Затем педагог дает образец рассказа: "Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: "Хорошо-то как!" Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится".

В конце занятия воспитатель проводит игру "Волк и зайцы".

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог-"волк" ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: "Съем или пощажу".

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк "съедает" его. Ребенок выбывает из круга.

Конспект ООД

По развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается , колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия

Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

Как вы догадались, что это еж?

Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик ), мама -… (ежиха ), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

Садитесь на стульчики.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, где они находятся?

Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

Значит, какая она мама?

Посмотрите, что делает ежиха?

Проводится обобщение высказываний

А что делают ежата?

Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

Почему этот ежонок спрятался?

На что он стал похож?

Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний

Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физминутка

Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

Подняться в рост.

Шагать на месте.

Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?

  • Расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие.
  • Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
  • Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.

Послушайте, ребята мой рассказ:

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке.

Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.

Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.

Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.


Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи».

Задачи: учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умение придумывать название рассказа. Уточнять знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе. Учить детей понимать смысл образных выражений в загадках. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника.

Ход занятия.

Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки:

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Мы с вами пришли в лес, посмотрите как тут красиво. Ой,ребята, кто-то спрятался под пеньком. А кто это, нам поможет узнать загадка.

Воспитатель загадывает загадку:

“Колючий недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.”

– О ком эта загадка?
(О еже.)
– Как вы догадались?

Давайте вспомним, как выглядит ёжик.

Дети : он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.

Воспитатель: (уточняет ответы детей). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапки у ежа короткие с маленькими коготками. Что я еще забыла?

Дети: Колючие иголки!

Воспитатель:

Где живет еж? (в лесу под елкой)

Это дикое или домашнее животное? (дикое)

Чем отличается еж от других животных? (он колючий)

Ваня, спроси ежа, зачем ему иголки.

(Несколько детей задают ежу вопрос: “Ежик, зачем тебе иголки?”)

– Машенька, расскажи, зачем ежу иголки.

(ребенок рассказывает стихотворение)

“Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи”.

– От каких врагов защищают ежа иголки?

(От лисы и волка.)

Дети: Еще он носит на них грибы и яблоки.

Воспитатель: Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью он и жилище свое обустраивает на зиму.

Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.

– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).

«Физминутка «Ёж»

Еж спешил к себе домой

Нес запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал

Вдруг он сел и изменился

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

3. Рассматривание картины “Ежи”.

Ребята, вам нравится картина? (Да)

Как бы вы назвали эту картину?

Какое время года изображено на картине? (Лето)

Почему? (Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.)

– Кого мы видим на картине?
(Ежиха с ежатами.)

– Какая мама?
(Большая.)

– Какие детеныши?
(Маленькие.)

– Куда пришли ежи?
(На лесную полянку.)

Что они увидели на полянке?

Чем еще питаются ежи?

Дидактическая игра «Выбери лакомство для ежа»

(он любит грибы, яблоки, ловит мышей)

Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Несмотря на свои короткие лапки, на охоте еж проворен и ловок. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей.

– Зачем пришли ежи на лесную полянку?
(Они пришли поохотиться)

Что делают ежата? Ежиха? (Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики)

Почему ежата схватили вместе одного червяка?

Что им сказала мама?

Где же папа-еж? Давайте придумаем, где бы он мог быть?(ушёл на охоту, спрятался за пеньком)

А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперёд и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите. Открываем глаза. Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину?(ответы детей)

4. Составление рассказа по картине.

– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).

Давайте, сделаем ежику подарки: сделаем ему друзей.

Чтение стихотворения «Невидимка» В. Степанов
С ветки яблоко упало

И по лесу побежало.

Побежало мимо мишки,

Мимо серого зайчишки,

Как же яблоко без ножек,

Убежало?..

Вот вопрос!

Это кто же, это кто же,

На спине его унёс?

Пальчиковая гимнастика (с мячами)

Катится колючий ежик

Нет ни головы, ни ножек,

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит

Продуктивная деятельность.

– Давайте подойдем к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает?
(Колючек.) – Поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка.
(Дети, стоя, втыкают палочки в пластилин.)


Конспект открытого
занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по картине «Ежи».
Программное содержание:
Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.
Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок
Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка, графические модели.
Предварительная работа: чтение рассказов Г.Скребицкий «Пушок», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Ход занятия.
- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?
- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок, У него колючий бок,Он охотится ночами За жуками и мышами.
- Как вы догадались, что это еж?
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).
- Садитесь на стульчики.
Среди палых листьев тихо
Пробирается ежиха,
А за ней гуськом спешат
Четверо её ежат….
(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)
- Кто изображен на картине?
- Как вы думаете, где они находятся?
- Как вы догадались, что это лес?
Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?
- Значит, какая она мама?
- Посмотрите, что делает ежиха?
Проводится обобщение высказываний
- А что делают ежата?
- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?
- Почему этот ежонок спрятался?
- На что он стал похож?
- Каким мы можем назвать этого ежонка?
Обобщение высказываний
- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?
Физминутка
-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.
Ёж спешил к себе домой,Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочилИ к детишкам поспешил.
Шагать на месте.
Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Прыжки на месте.
Бег на месте, руки согнуть.
Присесть на корточки.
Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
Подняться в рост.
Шагать на месте.
- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?
- Придумайте рассказ по этой картине.
Сначала расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие. – выставляется модель
Затем о том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах. – выставляется модель
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке. – выставляется модель
Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа. Каждому рассказу воспитатель просит дать оценку, дополнить рассказ сверстника. Дает свою оценку детскому рассказу.
- Интересные рассказы рассказали дети. Теперь послушайте мой рассказ: «В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного: прячутся в траве великаны-мухоморы, в опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» - подумала мама-ежиха, а ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком - ждет, может ему тоже достанется кусочек. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь». Ежиха тоже не теряет время. Она заметила на дереве жирную улитку. Вытянула нос, принюхалась и тихонько подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке».
- Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным?
- Молодцы, хорошо поработали, теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.
Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.
- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ » для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

Пяткова О.С.

    Цель занятия : развивать диалогическую и монологическую речь детей.

    Задачи:

    формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать связную речь,

    учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены,

    А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине

    Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

    Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

    Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

    Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!

    Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

    (рассказы детей)

    3. Итог занятия

    Ребята, вам понравилось наше занятие?

    Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? (Дети говорят свою оценку)
    - Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно…

    В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

    Гриб большой ежихе нужен:

    Ждут ежата гриб на ужин.

    Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

    13. Литература.

    1. Гейтерова Е. «Физкультминутки от А до Я». Журнал «Здоровье детей» №7.2009

      Груданов.Е. Свидетельство о публикации №112050705232 . 2012г

      Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.; Просвещение, 1982. С.58-59

      Маршак С.Я. «Тихая сказка»


    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1984. С.53


    Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.:Аквариум., 1995. С.97