Нод первоцветы в старшей группе. «Первоцветы» план-конспект занятия (старшая группа) на тему

«Первоцветы»

Занятие по экологии в старшей группе.

Программное содержание: уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту; обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе

Материалы: картины с изображением подснежника, мать-и-мачехи, тюльпана, ландыша, нарцисса, оборудование для рисования красками, листы бумаги для рисования, грамзапись «Подснежник».

Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Правильно весной, молодцы!
- А что изменилось с приходом весны? (На улице стало теплее, снег тает, появляются проталины)
- Небо весной (какое?)...
- Солнышко весной (что делает?)...
- Птицы весной (что делают?)...
- Цветы весной (что делают?)...
- Ребята, сегодня в этот прекрасный весенний день поговорим о цветах. И не просто цветах, а первоцветах.
- А как вы понимаете это слово? (ответы детей)
(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
- Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. И этот цветок в народе называют......(подснежником)
(Воспитатель показывает детям картину с изображением подснежника)
Этот удивительный цветок растет и развивается зимой, по теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте под яркими солнечными лучами подснежники расцветают, когда на деревьях еще нет листьев. В ненастные пасмурные дни цветы подснежников закрываются, а головки их наклоняются.
- Ребята, я предлагаю вам почувствовать себя подснежниками.

(Звучит запись «Подснежники» и дети представляют себя подснежниками и имитируют движения: смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, и приветствуют жителей леса)
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы почувствовали?
- Немало легенд сложено о подснежнике. Послушайте стихотворение, которое передает одну из них «Смелый подснежник»
Лесною тропой
Шла зима с подругам
Стужами и Вьюгами,
Метелью и Пургой.
А навстречу ей Весна,
И румяна, и ясна,
В пестром сарафане,
С птицами, цветами.
Позавидовала Зима Весне,
Ее юности и красе,
Подула ветрами ледяными,
Закружила вьюгами злыми.
Испугались стужи цветки
И закрыли свои лепестки.
Только подснежник, хрупкий и нежный,
Из последних сил
Лепестки раскрыл
Капелькою белой.
Маленький, но смелый!
- Вот снег растаял, появились проталинки и появились круглые золотые монеты?
- Как вы думаете, о каких золотых монетах я говорю?
- Правильно, весну цветов открывает- мать-и-мачеха. Этот золотой цветок растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав. (показ картины с изображением цветка мать-и-мачехи)
У этого цветка невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Большие листья появляются позже, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые.
Мать-и-мачехой назвали этот цветок потому, что одна сторона листа –теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. А когда цветок отцветает, то он превращается в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой- парашютиком, которая помогает семечку улететь.
- Позже просыпаются и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши, примулы и т.д. (показ картин с изображением весенних цветов)
- Но к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (ответы детей)
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок, который вам больше понравился.
Воспитатель с детьми проговаривает какие цвета использовать для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка. После чего дети приступают к работе с красками.
В конце занятия дети показывают рисунки и рассказывают почему решили нарисовать именно этот цветок и что нового они узнали?

Конспект НОД в подготовительной группе по теме “Первоцветы”.

Автор: Шмидт Татьяна Владимировна, воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида “Ягодка” с. Александровское” Томская область.
Цель.
Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по внешнему виду.
Познакомить с подснежником – Галандус, закрепить представление о его внешнем виде, через лепку.
Показать пробуждающуюся природу, связь с благоприятными условиями (удлинение дня, тепло, изобилие влаги).
Развивать умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
Материал.
Костюм весны, объёмные изображения цветов: первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, ветреница, галандус.
Д/игра “Что сначала, что потом”, на каждого ребёнка, по 3 карточки с изображением мать-и-мачехи (в последовательности цветения).
Д/игра “Цветок желаний”, цветок с изображением нарушений правил поведения в лесу и условий роста цветов, на концах лепестков, картинки исправляющие нарушения.
Пластилин, доски, тряпочки, картон (по количеству детей) .
Предварительная работа.
Чтение рассказов А.Онегова “Ветреница”, “Медуница”, “Мать-и-мачеха”. Чтение отрывков из книги В.С.Моложавенко “Тайны красоты”.
Заучивание стихотворений.

Ход занятия.

1. Входит весна, загадывает загадку.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…весна.
2. Вы ребята помогите
Приукрасить мой наряд
Чтоб растаяли снега,
Из-под снега пробудились
Первоцветы ото сна.
Что такое, первоцветы? (Ответы детей).
Ещё первоцветы называют раннецветущими и подснежниками.
Объясните эти названия (Ответы детей).
Благодаря чему, появляются первые цветы? (Ответы детей).
Цветы-подснежники приходят к нам прямо из царства вьюги и снега.
И самое интересное, что в разных местах есть свои подснежники.
Давайте вместе, перечислим те подснежники, которые растут в Томской области.
3. Пальчиковая игра.
После снежной пустоты Развести руки в стороны ладонями вниз.
Распускаются цветы. Кисть одной руки вверх, пальцы раскрыть.
Как давно не видел ты Тоже, другой рукой.
Этой хрупкой красоты! Дунуть на обе руки, ладони вверх.
Здесь цветочки первоцвета, Поочерёдно загибать пальцы на одной руке,затем на второй.
Мать-и-мачехи листы
И хохлатка, с хохолком,
Ветреница, с ветерком,
Медуница, с сладким соком,
Купальница, с ручейком.
Здесь и ландыш, и пролеска,
Незабудка и чистяк.
Все подснежники мы любим,
Красоту беречь мы будем.
4. Какой подснежник, в народе называют золотые ключи весны? (Первоцвет.)
Почему ему дали такое прозвище? (Он похож на связку ключей.)

Как ещё его называют? (Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слёзы, барашки, божьи ручьи, золотнянка и просто ключи.)
5. Отгадайте загадку: “Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать?” (Мать-и-мачеха.)


Почему этот цветок так называется?
На какое растение похожа мать-и-мачеха? (Одуванчик.)
Чем она отличается от одуванчика? (Форма листа, стебель и цветение.)
Есть ли листья у цветущей мать-и-мачехи? (Нет.)
6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом”.
Разложите карточки по порядку, показывая последовательность отцветания мать-и-мачехи.


Объясните, почему вы разложили карточки в такой последовательности. Ответы детей.
7. Какой подснежник называется очень сладко?
Ребёнок: “Расцветает медуница –
У цветов она царица!
Рядом с нею первоцвет
В золотистый фрак одет”.


Объясните название цветка.
Какого цвета у неё цветки? Почему медуница меняет цвет цветков?
Как медуница защищается от весенних холодов?
8. Посмотрите на этот цветок. (Показ.)


Как он называется? (Ветреница.)
За что ветреницу так назвали? (За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.)
Можно ли по ветренице узнать, ясно или пасмурно на улице? Как? (Когда цветы раскрыты – ясно, когда закрыты – пасмурно.)
9. Физминутка.
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире,
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять –
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
10. А с солнышком появляется ещё один цветочек, его все так и называют – подснежник (галантус). (Показ.)

Про этот цветок очень хорошо написал поэт М.Серов:
“ На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь, как на ладошке,
Против ветра налегке.
Встал на тонкой ножке,
С колокольчиком в руке”.
11. Почти все подснежники занесены в Красную книгу и чтобы этих цветов стало больше, хотя бы на нашей воображаемой полянке, давайте изобразим в лепке наш подснежник – Галантус.
Обратите внимание на строение стебелька, листа, сравните размер цветка и листа.


(Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости помогает.)
12. Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась,


а с вашей помощью и принарядилась.


Я надеюсь, что вы будете беречь первоцветы, и не будете делать, как одна девочка…
Ребёнок: “ Цветок на лугу
Я сорвала на бегу,
Сорвала. А зачем
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?”
А как же надо себя вести в лесу, мы сейчас и узнаем, поиграв в игру “Цветок желаний”, но не ваших, а цветочных желаний. Желания зашифрованы в рисунках, а как их исполнить подскажут картинки предметы. (Дети поочерёдно выполняют желания.)


Молодцы ребята и помните, всё зависит от вас. Чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем всё тоньше будет становиться Красная книга.

Программное содержание:

Закреплять представление детей о первоцветах;

Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, одуванчик. лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток, стебель, корень, семена, цветок, листья)

Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному;

Развивать фонематический слух;

Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова; подбирать слова, которые начинаются со звука «л», «ль».

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование:

Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.

Используемая литература :

М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О.С.Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Предварительная работа :

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Первоцветы»

Беседы на тему «Красная книга», «Весенние цветы».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь.

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Основная часть:

Беседа

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

А что ещё, кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (когда начинает таять снег и земля открывается, появляются первые проталины)

К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами,

Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень тёплые ноги у весны!

Как назвать одним словом первые цветы, которые появляются весной? (первоцветы)

Вы хотите отправиться в гости к первоцветам и посмотреть, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?

А перемещаться мы с вами будем с помощью волшебных слов:

Ла-ла-ла - я венок сплела;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы цветок нашли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Первая остановка «Волшебная»

Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые.

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

(Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы? (Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На ватмане выставляется фото подснежников.

Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется)

вторая остановка «Солнечная»

«Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Мать – и мачеха. (прикрепляет фото на ватман)

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки, жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.

Опишите это растение: маленькое, солнечное, жёлтое, лекарственное, полезное.

третья остановка «Музыкальная»:

«Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку.

четвёртая остановка «Жёлтая полянка»

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

пятая остановка «Игровая»

Д/и «Как растет цветок»
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.

Д/И «Что необходимо для роста цветов?»

Психогимнастика «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

шестая остановка «Сладкая»

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница)

Фото медуницы размещается на ватмане. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром). Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

восьмая остановка «Белоснежная »

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука «л». (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука «л».

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука ль.

(Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Фото ландыша помещается на ватман.

Заключительная часть:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной?

Назовите первоцветы, которые вы знаете.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

Давайте, теперь посчитаем, сколько фишек вы собрали в копилку красивых слов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детский сад комбинированного вида №1117 «Белочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе

«В гости к первоцветам».

(Образовательная область: коммуникация, социализация)

Провела: воспитатель старшей группы

Сильченко Ирина Николаевна

Апрель 2013г.


Наталья Деткова
Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе

Цель : дать детям представление о первоцветах , научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы , росток, вороний глаз, незабудка, нектар); уточнить и расширить представления о первых цветах весны

образовательные :

Изучить особенности растений – первоцветов , научить детей распознавать их.

Повторить изученный материал по пройденным темам.

воспитательные :

Способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.

развивающие :

Расширить кругозор учащихся.

Способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности.

Ход занятия

Ребята, сегодня, в этот теплый весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах .

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей) .

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу . Первые весенние цветы ! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый , второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны . Самые первые , самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит запись «Подснежник» П. И. Чайковского. Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Еще один лесной первоцвет - медуница . Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски : розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста : молодые, зрелые и старые . Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (слайд)

Физкультминутка (проводится под музыку)

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром улыбнется –

Одуванчик в шесть проснется.

(покружиться) .

Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.)

Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо : с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветении каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы, анютины глазки и т. д.)

В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые.

Давным–давно в Греции жил молодой человек по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом и никогда не упускал случая полюбоваться на свое отражение в ручье или озере, мимо которого не проходил. Он мог часами любоваться своими блестящими черными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде горного ручья увидел отражение своего лица. «Ты красив, - сказал нарцисс себе, наклонившим над ручьём, чтобы полюбоваться своим отражением. – В мире нет ничего прекрасней тебя! Я бы хотел поцеловать тебя!» И он наклонился к воде, но потерял равновесие, упав с обрыва, утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного существа на земле, решили, что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней, цветет весной в горах и называется нарцисс. Вы много раз видели этот цветок – белый с желтыми сердечками на стройной зеленой ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь кроток его век.

Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны. Они снежно-белые, розовые, красные тигровые, желтые.

Анютины глазки – нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветках существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.

Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами ? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок.

Загадка 1

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Загадка 2

На лугу у реки золотые огоньки,

Дождь заморосил,

Огоньки погасил. (Одуванчик)

Загадка 3

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Загадка 4

На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Загадка 5

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна . Часто люди срывают первые цветы , не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали лепестки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

И еще несколько правил :

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов !

3. Не вырывайте первоцветы с корнем !

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов !

- В Красной книге записано : «Не истреби, не сорви, не затопчи» . Эти слова звучат, словно наказ людям : «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей №5

Конспект НОД

«Первоцветы»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

г. Комсомольск-на-Амуре

Цель НОД……………………………………………………………………………………

Задачи НОД………………………………………………………………………………….

Оборудование……………………………………………………………………………….

Организация занятия………………………………………………………………

Ход НОД………………………………………………………………………........

2.1.Подбор материала для мини-исследования…………………………………

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы»……………...…………..

2.3.Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»………………….

2.4.Мини-исследование…………………………………………………………...

2.5.Литературная минутка………………………………………………………..

2.6.Работа с фотографиями……………………………………………………….

2.7.Творческое дело «Я первый весенний цветок»……………………………..

2.8.Релаксационная минутка «Цветочек»……………………………………….

Итог занятия………………………………………………………………………..

Список источников……………………………………………………………………….....

Приложения

Приложение 1. Рисунок первоцвета для раскраски «Адонис»…………………

Приложение 2. Рисунок первоцвета для раскраски «Весенник»……………….

Приложение 3. Рисунок первоцвета для раскраски «Одуванчик»……………..

Приложение 4. Рисунок первоцвета для раскраски «Подснежник»……………

Приложение 5.Рисунок первоцвета для раскраски «Ландыш»………………..

Приложение 6. Рисунок первоцвета для раскраски «Венерин башмачок»……

Приложение 7. Рассказ. Н. И. Сладков. Ивовый пир……………………………

Приложение 8. Рассказ. Н. И. Сладков. Любитель цветов………………….…..

Цель: сформировать у детей знания о первоцветах, их отличительных признаках, правилах поведения в природе.

Задачи:

    расширять представления детей о характерных признаках весны;

    познакомить с разнообразием растений-первоцветов;

    развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение применять в работе полученные знания;

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    обогащать словарный запас детей;

    воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;

Оборудование: фотографии первоцветов, рисунки первоцветов для раскраски (Приложение № 1-6) , цветные карандаши. Большой рисунок весенней полянки (без первоцветов).

Дополнительный материал: 1) презентация Microsoft Office PowerPoint «Первоцветы»; 2) видеофрагмент «Первоцветы» (3.25 мин.); 3) фотографии.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Сладкова «Ивовый пир», «Любитель цветов». (Приложение № 7, № 8)

1. Организация занятия

Занятие начинается со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

2. Ход НОД

2.1. Подбор материала для мини-исследования

Раздается стук в дверь. Входит ребенок - Весна.

Я – весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

Я везде ращу цветочки.

К вам в гости пришла,

И букет принесла.

Воспитатель: А какой букет принесла весна, мы сейчас отгадаем (загадываем загадки и «собираем» весенний букет).

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы» (Слайд № 5)

2.3. Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»

Воспитатель: Во все времена люди радовались первым цветам. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Правильно. Эти цветы первыми дарят нам радость, как будто они говорят: «Зима не вернется, пришла весна».

2.4. Мини-исследование

Рассматриваем первоцветы, определяем, чем они отличаются друг от друга, а чем похожи. Исследуем названия первоцветов. (Слайд 6)

2.5. Литературная минутка

В честь весенних цветов сочиняли стихи, песни, сказки (стихи раздаются детям заранее).

2.6. Работа с фотографиями: дети определяют знакомые цветы (ландыш, венерин башмачок).

Обращаем внимание на то, что цветы будут радовать нас позже, только к ним надо бережно относиться.

2.7. Творческое дело «Я первый весенний цветок» (вывешивается плакат с полянкой без цветов).

Воспитатель: Когда-то давным-давно облюбовали эту полянку первоцветы. Они зацветали ранней весной, когда в лесу еще лежал снег. Веселая, цветущая полянка нравилась всем. Люди приходили сюда отдыхать и каждый раз, уходя домой, рвали первые подснежники, плели венки из одуванчиков. Прошло несколько лет, и полянка опустела. Исчезли первоцветы. Загрустила полянка. Давайте восстановим полянку – превратимся в добрых волшебников и поселим на полянке первоцветы (дети раскрашивают первоцветы и помещают их на полянку).

Вот и зацвела наша полянка.

2.8. Релаксационная минутка «Цветочек» (Слайд № 10)

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы такие полянки каждую весну радовали нас цветами?

Обсуждаем правила поведения. (Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие из первоцветов занесены в красную книгу.) (Слайд № 11)

В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы познакомить других детей с редкими видами цветов.

3. Итог занятия

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам.

    Дети, вам понравилось наше путешествие?

    Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите их.

    Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

    Список источников

    Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0

    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2007. - 244 с. ISBN 5-89814-076-X 978-5-89814-076-2

    Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2006. – 240с. ISBN: 5-89814-057-3

    Наш дом – природа: программа факультативного курса дошкольного образования. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, ФГБУ «Лазовский государственный заповедник», Фонд «Феникс», 2013. – 68 с. ISBN 978-5-98892-026-7

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с., 8 л. ил. – ISBN 5-09-011526-5

    Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120 с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4315-0175-3

    Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_images

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_video

    Электронный ресурс http://allforchildren.ru

    Электронный ресурс http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka

    Электронный ресурс http://stihi-rus.ru/1/Fet/148.htm

    Электронный ресурс http://www.youtube.com