Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.  Консультация "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников" Инновационные подходы к экологическому воспитанию дошк

Выступление на МО на тему:

«Инновационные технологии экологического образования дошкольников»

СЛАЙД -ТИТУЛЬНИК

(СЛАЙД 2) Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

В своей работе я поставила цель и задачи экологического воспитания детей:

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

Овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

Получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу), охраны природы;

Получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);

Воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.

3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

(СЛАЙД 3) Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо.

(СЛАЙД 4) Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении.

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.

(СЛАЙД 5, 6) Игровая деятельность

Ролевая игра - метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Сейчас все широко используют проектные методы. Я не буду на них останавливаться.

(СЛАЙД 7) Кейс-технологии

Кейс - технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии:

Предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

Развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса - совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

(СЛАЙД 8) Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Я использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1. звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
  2. экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
  3. мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
  4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;
  5. в процессе моделирования;
  6. в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

(СЛАЙД 9) Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

(СЛАЙД 10) Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

(СЛАЙД 11) Природоохранные акции

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

(СЛАЙД 12) Виды акций:

Осень:

  • «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
  • «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).

Зима:

  • «Ёлочка – зелёная иголочка».
  • «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя,

наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна:

  • «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»).
  • «Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).
  • «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).
  • «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето:

  • «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
  • «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

(СЛАЙД 13) Экологическая тропа

Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

(СЛАЙД 14 ) Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Поэтому инновационным в своей работе могу считать создание кружка по экспериментальной деятельности «Любознайки», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

Основным содержанием исследований является:

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

(СЛАЙД 15 ) Активные формы работы с семьёй

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Были проведены такие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», КВН «Знатоки природы». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).

Для родителей на протяжении нескольких лет я выпускаю ежемесячную газету экологической направленности «Капитошка», из которой родители узнают о работе нашей группы в данном направлении, а также узнают много интересных и забавных рассказов о живой и неживой природе; а также выпускаются тематические буклеты: «Всё о цветах», «Всё о правильном питании детей», «Зимние прогулки», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город – наш город» и др.

(СЛАЙД 16) Вывод:

В процессе работы были замечены такие изменения:

Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

Возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

А в заключении мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».

  • Игра называется «Узнай по объявлению».

С экрана дети дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Консультация

на тему: « Инновационные технологии экологического образования дошкольников»

Подготовила воспитатель

МБДОУ № 46 «Калинка»

Черней Галина Анатольевна

Наша задача - научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

В своей работе я поставила цель и задачи экологического воспитания детей:

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

1.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

Овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

Получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу), охраны природы;

Получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);

Воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.

3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо.

Я же хочу обратить внимание на использование инно­вационных форм и методов работы с дошкольниками.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении.

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис­следовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительно­му искусству и музыкальных занятиях.

Игровая деятельность

Ролевая игра - метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.

Игры для детей - способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие)дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответст­венности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу - своего края, и всей планеты.

Кейс-технологии

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии:

Предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

Развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.- цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входятв систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Я использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:

2. экранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

3. мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;

5. в процессе моделирования;

6. в случае,если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, ле­генд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционногоэкологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп»,также помо­гает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Природоохранные акции

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Виды акций:

· «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).

· «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).

· «Ёлочка - зелёная иголочка».

· «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя,

наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

· «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).

· «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).

· «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

· «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).

· «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Экологическая тропа

Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоя­тельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологическо­го направления, в которой ребенок мог бы познавать окру­жающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явления­ми неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической разви­вающей среды — экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Поэтому инновационным в своей работе могу считать создание кружка по экспериментальной деятельности «Любознайки», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

Активные формы работы с семьёй

Проблему формирования экологической культуры решаем с по­мощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологи­ческого содержания, на которых они были не просто зрителями, а и актив­ными участниками. Были проведенытакие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», КВН «Знатоки природы». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).

Для родителей на протяжении нескольких лет я выпускаю ежемесячную газету экологической направленности «Капитошка», из которой родители узнают о работе нашей группы в данном направлении, а также узнают много интересных и забавных рассказов о живой и неживой природе; а также выпускаются тематические буклеты: «Всё о цветах», «Всё о правильном питании детей», «Зимние прогулки», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город - наш город» и др.

Вывод:

В процессе работы были замечены такие изменения:

Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

Возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохране­ние ценностей природного мира.

А в заключении мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».

· Игра называется «Узнай по объявлению».

С экрана дети дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?

Пелипенко Анна
Инновационные технологии экологического воспитания

Пелипенко Анна Васильевна

воспитатель,

МБДОУ детского сада №4 г. Абинска

«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы моего опыта: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО».

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Цель педагогического опыта: повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритетные направления:

1. Создание предметно-развивающей среды в группе, на территории детского сада.

2. Широкое использование художественной литературы, дидактических игр, интерактивных игр.

3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.

Эти направления экологического воспитания я успешно реализую посредством инновационных образовательных технологий, таких как:

Проектные методы, - экологическая тропинка, - социально-игровые методы, - мультимедийная презентация, - использование компьютерных технологий.

Для успешной реализации поставленных задач, мною был разработан и внедрен проект «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности».

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей среды.

Центры в моей группе организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный мною наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

1. Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. В ходе реализации проекта «Маленькие огородники» - на глазах у ребёнка в «огороде на окне» проходит полный жизненный цикл: от семени до семени.

2. Я разработала макеты-панорамы природных зон. Дети нашей группы всегда с интересом и увлечённо с ними играют. Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами.

3. Центр опытно-экспериментальной деятельности – где дети подвергают исследованию все!

4. Центр «Юные художники» - художественно - творческой деятельности – рисуем все, что видели.

5. Центр эко книги – познаем новое интересное: знакомимся с Красной книгой Краснодарского края.

6. В уголке драматизации – совместно с детьми рассказываем обо всем о чем узнали.

Для обогащения и пополнения предметно-развивающей среды в группе совместно с детьми были изготовлены книги-пособия: «Экологический календарь» и «Красная книга Краснодарского края». Эта пособия дополнили иллюстративный материал в «Уголке природы». Выбор дидактического пособия был не случайным, ведь знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

В детском саду накоплен демонстрационный материал с учетом возраста дошкольников для расширения детского кругозора. Презентации, аудиокниги, видеосюжеты, виртуальные экскурсии по музеям мира, по зоопаркам – все это позволяет обогащать представления детей по разделам программы экологического воспитания.

Коллективом нашего ДОУ спланирована экологическая тропа, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. На территории ДОУ созданы отдельные уголки ландшафтных пейзажей: «В гостях у Фламинго», «Искусственный водоем с водяными лилиями», «Кубанское подворье», «В гостях у Колобка», которые удивляют и радуют детей своей необычностью и оригинальностью оформления.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой. Разработанные мною рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье. Хорошей традицией стала систематическая забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Птицы рядом с нами», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Также ежегодно проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой». В программе акции - конкурс «Лучшая кормушка для птиц», «Лучший скворечник»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

Стараюсь найти новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. В своей педагогической практике я постоянно использую инновационные технологии, в результате которых достигается положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала позволило мне создать модульную технологию формирования начал экологической культуры, в которую вошли:

«Экологический календарь», Красная книга Краснодарского края, которые помогают мне приобщать ребенка к миру природы, накопить ребенку первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений;

Картотека дидактических игр, интерактивных дидактических игр по экологии, которые разработала сама;

Изготовила макеты – панорамы

Составлен перспективный план и разработан цикл занятий по экологическому воспитанию

Результативность.

У детей сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Развиваются умственные способности детей в процессе экологической деятельности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Опыт моей работы показал, что путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды в группе, в детском саду с использованием инновационных технологий, в условиях введения ФГОС ДО, мною, решается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Спасибо за внимание!

Миронова Лариса Александровна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 268» Авиастроительного района г. Казани, Республика Татарстан.
Формирование основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

Дата публикации: 19.10.2017

«Инновационные технологии экологического образования дошкольников».

Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Период становления основ будущей личности - дошкольный возраст.

Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

В данной работе мы поставили цель и задачи экологического воспитания детей.

Цель : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

Овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

Получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу),

Охраны природы;- получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека;

Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо. Мы хотим обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, мы стараемся реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис­следовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительно­му искусству и музыкальных занятиях.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создали условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологически - экспериментальный уголок, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.

l Эколого-развивающая среда группы и детского сада:

· Оранжерея детского сада

· Туристические маршруты за пределы детского сада

· Огород на участке

· Огород на окне

· Наглядный и демонстрационный материал.

Основным содержанием исследований является:

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

Игровая деятельность.

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. Ролевая игра - метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. Содержаниюсюжетно-ролевых игр я придем экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации

(«Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней. Формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответст­венности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Инновации, внедряемые в ходе проекта:

Экологические интерактивные игры

Ролевые игры;

Дидактические игры;

Имитационные игры;

Соревновательные игры;-

Игры – путешествия;

Интерактивные игры;

Интерактивные игры в сотрудничестве с детским садом.

Кейс-технологии

Кейс - технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии:

Предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

Развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.- цель такого кейса - совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В данной практике работы, знакомя детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Мы используем следующие виды иллюстративно - наглядных материалов на электронных носителях:

1. звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;

2. экранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

3. мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

3. мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;

Эффективным методом расширения знаний по экологии, являетсяиспользование жемчужин народной мудрости - сказок, ле­генд, поговорок, загадок н а экологическую тематику . Цель - ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников являетсяэкологический театр , который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Следует обратить, особое внимание, на то, что экологический театр - новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера

Проведениеконкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы - друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп». Также помо­гает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция.

В нашем дошкольном учрежденииприродоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Виды акций:

Осень: «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).

Зима: «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц). «Ёлочка – зелёная иголочка», «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»). «Любимый – чистый город!», «Каждому певцу по дворцу!»

«Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето: «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Экологическая тропа

Один из важнейших компонентов экологической разви­вающей среды -экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Поэтому инновационным в данной работе можем считать создание кружка по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

Методическая работа

Выступление на педсовете. Март 2017 г.

(Слайд № 1 .) Тема выступления.

(№2 .) Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете за последнее время стремительно исчезают различные виды уникальных растений и животных. Окружающая среда загрязняется с каждым днем все больше и больше.

Чтобы предотвратить столь варварское отношение к окружающей природе, стоит начинать с самых малых лет воспитывать экологическую культуру.

(№3) . Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

(№4) .Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. (№5) . Экологическая культура поведения формируется на основе знаний , практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать, сохранять, любить всё живое. Не уничтожать, а созидать окружающий мир. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

(№6). Значение экологического воспитания для дошкольников очень велико.

  • вырабатывает ответственность за сохранение природы;
  • воспитывает чувства прекрасного — способность видеть природную красоту;
  • дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
  • предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
  • направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

(№7) . Целью экологического воспитания является:

— Формирование с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи :

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитывать экологическое сознание, нравственное на гуманное отношение к миру природы.
  • формировать у детей экологические знания, культурное отношение к природе.

(№8). Существует множество форм работы по экологическому воспитанию и образованию :

  • Проведениеэкологических праздников
  • Наблюдения на прогулках
  • Занятия
  • Календари природы
  • Работа с родителями
  • Игровая деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Поисково-исследовательская работа.
  • Экскурсии в природу
  • Художественная деятельность
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • выставки;
  • методы:
  • беседы;
  • наблюдения;
  • рассматривание объектов;
  • сюрпризный момент;
  • художественное слово;
  • динамические паузы;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Проблемные ситуации;
  • Сюжетные игры;
  • Моделирование;
  • Игры- медитации;
  • метод проектов, игровых обучающих ситуаций.

Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами.

В работе с детьми используются различные формы и методы экологического воспитания и образования, они уже стали традиционными.

Но сегодня обратим внимание на использование инно­вационных форм и методов работы с дошкольниками.

(№9) . Всё большую популярность приобретают Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В процессе ознакомления детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи. При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Мы использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1. звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
  2. экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
  3. презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
  4. медиазанятия, которые проводим в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;
  5. в процессе моделирования;
  6. в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры можно включать как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.

В своей деятельности мы на занятиях использовали презентации:

«Деревья нашего леса», «Как мы воспитывали головастиков» (о стадиях развития лягушки, созданная на личном наблюдении) – для старших дошкольников. В I младшей группе на занятиях по ознакомлению с домашними животными – презентация «Из жизни кошек», «Кто сказал мяу» — с аудио озвучиванием голосов животных.

(№10). Ещё одна новая форма работы по экологическому воспитанию – это Природоохранные акции. Они недавно вошли в нашу жизнь и успешно зарекомендовали себя.

Природоохранные акции - это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Проводятся совместно с родителями, с привлечением широкой общественности.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей к проблеме экологии. Ведь дети дошкольного возраста очень впечатлительны и восприимчивы, они копируют поведение взрослых, учатся у родителей отношению к окружающему, и то, что они видят воплощают в жизни. Поэтому природоохранные акции помогают родителям самим научиться правильно относиться к природе и показать правильный пример своим детям. Дети и взрослые совместно участвуют в различных природоохранных мероприятиях и получают незабываемый опыт.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

(№11) . Наши дети и родители участвовали в таких акциях:

«Покорми птиц зимой»

Экологический субботник «Зелёная весна 2015»

«Весенняя неделя добра»

«Чистый берег»

«Декада сбора вторичных материальных ресурсов»

«Цвети земля»

(№12). Наш огород на окне для детей I младшей группы является целой акцией. Они изучали свойства земли, что она бывает сухая и влажная. Посадили первое в своей жизни зёрнышко, поливали, наблюдали за ростом, охраняли не портили, любовались красотой. Получали первый свой опыт. Дети посадили фасоль, лук, пшеницу, огурцы, петрушка, перец. А ещё наш огород создан из бросового материала: стаканчики из-под сметаны – плошки, грядки из контейнеров для торта и пирожных. Лужайка сделана из картонной коробки, озеро – коробочки из-под творога, лебедь вырезали из пластикового флакона, плетень – это газетные трубочки, дерево сделали из втулки от пищевой плёнки.

(№13) . Вывод.

Экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, потому что в этом возрасте впечатления самые яркие. Дети легко усваивают правила и нормы, учатся доброте, заботливости. И что мы заложим в детскую душу сейчас, какими мы воспитаем наших детей, таким и будет наше будущее.