Свадебные традиции и обряды. Почему хлеб должен быть с солью? Что значит хлеб да соль

«Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

«Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.

Всеобъемлющим символом является сочетания соли и хлеба. Преподнося хлеб, желают богатство и благополучие, а соль - защиту от влияний враждебных сил.

Обычаи наших предков

Традицией стало встречать молодоженов в доме жениха после венчания с караваем и солью. Такой обычай возник в те времена, когда молодая жена приезжала в семью мужа на постоянное жительство. Дома были большие, и в них проживало не одно поколение - прадеды, деды, родители, молодые и их дети.

Встречая молодых у порога дома хлебом с солью, родители приветствовали рождение новоиспеченной семьи. Еще одно значение имел хлеб - символ тела , а соль, в свою очередь, должна была придавать остроту ощущений в семейной жизни .

Выпечка хлеба (каравая)

Караваи выпекались родственниками невесты, которые к ней хорошо относились. Невеста «оплакивала» свою молодую девичью жизнь на девичнике , а в это время аккуратно и нежно замешивалось тесто для хлеба. Чтобы муж не бил жену - тесто не взбивали, а чтобы жизнь была легкой, его делали пушистым и мягким. Доверяли выпекание свадебного каравая только близким людям, чаще матери. Мысли, с которыми она это делала, должны быть светлыми и чистыми.

Кто главный в семье

Традицией покормить на свадьбе жениха и невесту хлебом с солью стало уже значительно позже. Это было придумано ведущими свадьбы, скорее всего для смеха и развлечения. Но многие относятся к этому с большой серьезностью. Ни одна жена не хочет быть «битой». Но, не смотря на это, она с удовольствием отдавала право откусить больший кусок каравая мужу - предоставляя ему возможность стать главным в семье и нести ответственность за ее благополучие.

После того, как молодоженов встретили у порога дома, свекровь относила каравай в церковь, как пожертвование. Считалось, что Господь благословит на богатство, лад и покой в молодой семье.

Сохранение традиций: как проходит обряд

Современная молодежь старается как можно быстрее отделиться от своих родителей и жить самостоятельно. Поэтому встречают молодоженов родители с обеих сторон уже непосредственно перед началом свадебного застолья в ресторане. Потерялся и обычай выпекания каравая матерью невесты. Намного проще заказать специальный хлеб у кондитера или пекаря за день до предстоящего торжества.

Для встречи молодых с хлебом - солью необходимо приготовить рушник. Раньше невеста сама должна была расшить специальным орнаментом рушник. Сейчас склоняются к покупке кухонного полотенца с вышивкой, на которое кладется каравай. Для соли нужно приготовить открытую солонку, наполнить ее и поместить в специальное углубление на вершине каравая.

Встречая молодоженов, мать жениха должна держать на рушнике каравай с солью, а отец - икону, благословляя, таким образом, детей на счастливую семейную жизнь.

Согласно древней славянской традиции, родители жениха встречали новобрачных в своем доме с хлебом солью и иконами… Со временем эта традиция не вышла из моды, но несколько изменилась.

Место встречи изменить… можно

В стародавние времена после свадьбы невеста рука об руку с женихом отправлялась на житье-бытье в родительский дом своего супруга. Свекровь и свекор приветствовали молодых в День свадьбы на пороге своего дома с хлебом, солью и образом. Однако сегодня мало кто из молодых семей живет вместе с родителями жениха, всем хочется самостоятельности, своего собственного уютного гнездышка. Поэтому традиция, зачастую, утрачивает одну из сторон своего значения.

И, тем не менее, забыть этот мудрый, исконно русский обряд было бы неправильно. Поэтому сегодня, в большинстве случае, хлеб с солью и икона перемещаются в банкетный зал. Именно у входа в него теперь, чаще всего, встречают экипированные по всем русским традициям родители жениха молодоженов.

Хлебосольный вид

Конечно же, родители встречают новобрачных не с буханкой хлеба и пачкой соли. Как правило, к свадьбе заказывается пышный каравай с разнообразным народным орнаментом в виде косичек, солнышек, ягодок и т.д. Некоторые делают каравай с именами жениха и невесты на нем, обручальными кольцами или голубками.

В каравае обычно делается специальное углубление в центре. На это место ставится небольшая солонка, наполненная поваренной солью.
Каравай необходимо преподносить на свадебном рушнике - нарядном кухонном полотенце, расшитом народным орнаментом. Хлеб да соль ставятся на красные концы рушника, сведенные вместе.

Роли свекрови и свекра

Обычно мама жениха держит в руках рушник с хлебом да солью, а папа - икону. Однако это не строгое правило, поэтому и встречается обратное распределение обязанностей.

Значение древней русской традиции

Жених и невеста должны поочередно откусить от каравая кусочек, обмакнув его в солонку с солью, скушать. Это действо является символом того, что отныне молодожены - крошки одного каравая. Считается, кто больший кусок откусит, тот и будет главой в семье. Очень важно то, что куски от каравая не принято отрывать руками, как неправильно приводят в действие традицию многие сегодняшние молодожены. Каравай только откусывается без помощи рук!
И соль на каравае стоит неспроста: таким образом новобрачным предоставляется возможность в последний раз насолить друг другу, чтобы больше никогда в жизни этого не делать.

Что делать с караваем после?

После того, как глава семьи определен, откусанный хлебу уготовано несколько вариантов развития его судьбы. Одна из примет предписывает свекрови никому не позволить дотрагиваться до каравая, после того, как молодожены откусили по кусочку. Мама жениха должна завернуть каравай в покрывало и отнести после свадьбы в церковь на стол для пожертвований. Это должно принести в семью взаимопонимание.

Но, чаще всего, молодые пары идут другим путем. И после откусывания в ход идут запрещенные ранее руки. Молодожены разламывают каравай напополам, и каждый со своей частью идет к гостям, угощая хлебным лакомством. Кто быстрее избавится от своей части каравая, тот будет в семье главным кормильцем.

И пусть вся семейная жизнь будет такой же хлебосольный, как свадебный каравай при встрече с родителями жениха в День свадьбы!

Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита, так ведь?

А в далекие времена на Руси говорили: хлеб да соль вашему дому.

И, должна сказать, смысл выражения в былые времена был намного полнее, чем наши с вами пожелания приятного аппетита.

Спросите почему?

Давайте вместе разберемся.

Все мы знаем народную традицию подавать молодоженам каравай с солью. Если вы думаете, что это делается для красоты или просто, чтоб народ повеселить, то вы ошибаетесь.

Этой традиции очень много лет. Хлебом-солью всегда встречали самых дорогих гостей на Руси. Если с хлебом все более-менее понятно, то возникает вопрос: а зачем соль? Почему нужно аккуратно отломить кусочек хлеба и, макнув его в соль, съесть? В чем тут скрывается потаенный смысл?

Оказывается, подношением хлеба-соли хозяева приветствовали дорогих гостей и желали им богатства (хлеб, как символ богатства) и отгоняли нечистых духов (соль, как символ чистоты души). С солью вообще связано очень много народных примет. Например, .

Некоторые источники утверждают, что предложением попробовать соль, хозяева проверяли гостей, живые ли они люди, а не морок насланный.

Гости обязаны были принять дар хозяев, т. е. попробовать кусочек хлеба с солью. И только тогда между ними устанавливались дружеские отношения.

Если гость отказывался принять этот дар, в дом его не пускали, боялись занесенной нечести, дурных помыслов и злого глаза.

Поэтому самых гостеприимных хозяев до сих пор называют хлебосольными, т.е. умеющими не только радушно принять и вкусно покормить, но и подарить свет душевной беседой и сердечным теплом. Не зря существует .

Теперь немного о свадебной традиции подавать молодоженам хлеб-соль.

Это делают родители молодоженов, встречая их на пороге дома. Сейчас каждый из молодых старается откусить кусок побольше, так как есть такая примета, чей кусок больше, тот и хозяин в доме, тот и будет рулить семейной лодкой.

А в былые времена, полагалось хлеб отламывать не спеша, степенно – хлеб требует уважения и внутренней уверенности в своих силах.

Так вот, отламывался кусочек, макался в соль и съедался.

После того, как каждый из молодых съедал кусочек хлеба с солью, жених брал в руки каравай, разламывал на две части. Одну оставлял себе, а вторую вручал невесте. И они шли по кругу и угощали приглашенных гостей.

Т.е. со всеми приглашенными заключался молчаливый хлебосольный договор о дружбе и поддержке.

На следующий день со стола собиралась оставшаяся еда и относилась в церковь, для нищих. Хлеб при этом присаливался. Так молодожены делились со всем людом своим душевным богатством и своим счастьем.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли - смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, - обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» - судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб - это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем" ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.